Фургон-базар – погонщики автолавок продолжают завоевывать Петербург?

Пожалуй, одно из самых экзотических заявлений, прозвучавших на недавней встрече представителей компаний, которые ведут торговлю с автолавок, и петербургских чиновников – разрешить установку на городских улицах автоприцепов в качестве мобильных объектов. Ведь за приобретение оборудованной единицы автотранспорта приходится платить примерно на 500 тыс. рублей больше, чем за фанерную колымагу, с которой можно торговать продуктами питания.
Правда, если следовать всем требованиям по установке нестационарного павильона, расходы окажутся куда выше. А так и возможность сократить платежи в городской бюджет, и существенно сократить сроки окупаемости по организации торговой точки.
Заметим, установку на улицах торговых точек, которые представляют собой нечто среднее между автолавкой и обычным ларьком, не первый месяц практикуют некоторые участники рынка. В частности, ЗАО ПХ «Краснозерское» из Ленобласти, «Бейкер-стрит», «Свежая выпечка», «Ватрушка», «Мурманская рыбная лавка» и уж совсем диковинный WokTrak.
Позиция города, тем не менее, жесткая – автотранспорт по завершении работы должен покидать улицы. В противном случае – это не мобильная торговля, а попытка замаскировать небольшой павильон под автолавку, заняв проходные места у станций метро или на оживленных перекрестках.
Не добились предприниматели положительного ответа на свое следующее предложение – никак не ограничивать количество точек мобильной торговли: пусть рядом встают хоть десять автолавок, рынок, мол, сам отрегулирует.
Однако тут и представители КИО, и руководство КРППР были единодушны – не следует превращать Петербург в восточный базар. Принцип «одна заявка – одно место» пересмотру не подлежит. Зато, вполне вероятно, в скандальное постановление КИО №15-р будет внесено дополнение о том, что одним из условий предоставления производителям продуктов питания мест для размещения автолавок станет обязательное наличие у них специализированного автотранспорта. Подало, например, ООО «Каскад» заявление на 49 земельных участков для размещения мобильных производственных цехов по изготовлению полуфабрикатов мясной продукции, значит обязано предоставить подтверждение о том, что располагает соответствующим количеством транспорта, а не четырьмя единицами, желая остальные впоследствии получить по лизингу.
Убеждены чиновники и в том, что необходимо снять ненужные обвинения в том, кто из участников рынка является реальным производителем, а кто – лишь оформляет на себя места, чтобы затем пересдать их с дополнительной выгодой. Например, ООО «Буше» (владелец Олег Лега), которое занимается выпечными изделиями, сегодня активно убеждает должностных лиц из Смольного в том, что ООО «Быстроежка» (торговая марка «Тили-тесто») производителем не является. И если продолжать эту мысль, то «Быстроежка» вряд ли собирается самостоятельно торговать на местах, выделенных городом для автолавок.
В ответ на такой пассаж генеральный директор ООО «Быстроежка» Маргарита Скрипченко прокомментировала «Новостям малого бизнеса», что собственное производство хлебобулочных изделий здесь запущено еще в 2010 году, и журналисты могут собственными глазами убедиться в том, как организуется производственный процесс. Инвестиции в производство, как сообщила Скрипченко, составили порядка 30 млн рублей.
Еще один возмутитель спокойствия – ООО «Каскад». Он явно пытается вырваться вперед за счет своих доверительных связей с НП «Союз малых предприятий СПб». Компания снабжает горожан фермерскими продуктами. На Выборгском шоссе у «Каскада» имеется довольно скромный производственный цех, где происходит подготовка поступающей продукции к последующей реализации в автолавках. Но руководитель «Каскада» Павел Краев утверждает, что по официальным документам компания является именно производителем, а не переработчиком, и потому имеет все права претендовать на целевые места для автолавок.
Теперь, видимо, комплект документов, который необходимо приложить в КИО к заявке на предоставление без торгов места для размещения автолавки, будет дополнен справкой из органов статистики. Она подтвердит «производственное» происхождение организации. При этом специалисты КИО и КРППР не собираются внедрять в практику осмотр производства у каждой компании-заявителя и составлять соответствующий акт. Для этого нет ни времени, ни сил.
Пока же ведущие погонщики автолавок, владеющие десятками торговых точек на колесах, выражают явное неудовольствие тем, что Смольный желает навести порядок в их рядах. Скажем, сейчас все передвижные магазины ООО «Буше», которое уклонилось в июле от подачи заявок, оказались вне закона. Достаточно отменить постановление №15-р, и явных причин называть компанию Олега Леги нелегалами почти не станет.
Сегодня Смольный явно терпит поражение в противостоянии с незаконной торговлей на колесах. Сложившуюся ситуацию обоснованно подытоживает генеральный директор ОАО «Хлебный завод «Арнаут» Сергей Колтовский. По его словам, возобновление работы автолавок началось при Валентине Матвиенко с хлебников, которые потом вынуждены были потесниться, а то и вообще ушли с рынка. Руководитель «Арнаута» замечает, что если город действительно нуждается в таком виде торговли, то найдет четкий алгоритм, как урегулировать проблемные истории, а если все останется как есть, то дрязги продолжатся, и в результате остальных подомнет самый сильный игрок, без какого-либо участия властей.
Тем временем эксперты «Новостей малого бизнеса» высказывают мнение, что существующий фургон-базар, как и неоднозначные ярмарки, интересен районным администрациям и силовикам среднего звена. Впрочем, отдельные участники рынка упорно ищут покровительства в Смольном, вспоминая, как в октябре 2011 года вице-губернатор Михаил Осеевский организовал приватную встречу предпринимателей с вице-премьером Дмитрием Козаком и новым, на тот период, градоначальником Георгием Полтавченко прямо в офисе компании «Буше».

На фото: в центре – владелец «Буше» Олег Лега (ныне – нелегал), а по бокам серьезные «телохранители»?