Александр Абросимов

Доклад бизнес-омбудсмена не вызвал интереса

Сегодня перед депутатами впервые с ежегодным докладом выступил уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Абросимов. Несмотря на активные призывы спикера Вячеслава Макарова к коллегам вернуться в зал после обеденного перерыва, депутаты на заседание не торопились, и только к концу выступления собралось их примерно две трети. Зал выглядел полупустым. Но это не смутило бизнес-омбудсмена, он энергично поведал о достигнутых за год успехах.

Отметив, что 2014 год стал первым годом работы нового государственного органа, годом его становления, он рассказал о том, чем пришлось заниматься. Во-первых, формировал штат и налаживал работу аппарата, во-вторых – выстраивал взаимоотношения с органами власти и общественными организациями, в-третьих, работал с обращениями и, в-четвертых, занимался системными проблемами, мешающими развитию предпринимательства.
По его мнению, жалобы и обращения являются количественными и качественными индикаторами соблюдения прав и законных интересов предпринимателей в целом по Санкт-Петербургу. За 9 месяцев к нему поступило 378 обращений. Наибольшее количество жалоб связано с нарушением прав в сфере земельных и имущественных отношений (29%). Также предприниматели жаловались на нарушения при проведении контрольно-надзорных мероприятий (21%), на монополистов (16%), в частности ОАО «Ленэнерго» и на ряд других менее значимых проблем, передает корреспондент «Новостей малого бизнеса».
Постоянное общение с бизнес-сообществом позволило определить проблемы, препятствующие развитию предпринимательства в нашем городе. В сфере земельных отношений и имущественных прав это, в первую очередь, отказ в продлении договоров аренды земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов без объяснения причин; во-вторых, использование требований архитектурно-художественного регламента Санкт-Петербурга при продлении или отказе в продлении договоров аренды; наконец, применение нового перечня основных магистралей, на которых не допускается размещение нестационарных торговых объектов в то время, когда документ еще не был окончательно утвержден.

Следующий блок проблем — нарушение прав и законных интересов предпринимателей при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Так как нарушения допускаются практически всеми контрольно-надзорными органами, по инициативе федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова в конце 2014 года принят Федеральный закон, направленный на создание единого реестра проверок, который вступает в силу поэтапно в период с июля 2015 года по январь 2017 года. Это федеральный закон от 31.12.2014 № 511-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). С 1 июля 2015 года – в него включат проверки федерального госнадзора; с 1 июля 2016 года – регионального госнадзора, и с 1 января 2017 года – муниципального контроля. «Со своей стороны считаю целесообразным уже сейчас создать и внедрить такой же реестр проверок и в Санкт-Петербурге, — сказал Александр Абросимов. — Соответствующие предложения направлены для включения в Программу первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Санкт-Петербурге в 2015 году и на 2016—2017 годы».

Для активизации экономического роста и снижения издержек бизнеса уполномоченный предложил распространить действия «надзорных каникул» на субъекты не только малого, но и среднего предпринимательства, а также ограничить число проверок в отношении одного предприятия – не более 3 плановых проверок в год.
Вопросы к омбудсмену нашлись только у трех депутатов. Поэтому вся процедура заняла не более 30 минут. Как правило, других омбудсменов мучают по полтора-два часа.