Эксперт: Только полпроцента субъектов малого и среднего бизнеса России участвуют в экспорте

Накануне, во второй день работы XII Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга, который проходит в Ленэкспо, состолся круглый стол на тему «Новая внешнеэкономическая реальность: от угроз к возможностям», передает корреспондент «Новостей малого бизнеса».
Открывая круглый стол, исполнительный директор «Евро Инфо Консультационный «Центр — Санкт-Петербург» Максим Баланев подчеркнул, что для российских экспортеров нынешнее время с одной стороны является «угрозой», а с другой — периодом возможностей. Для российского экспорта сейчас открывается очень хорошие возможности. Благодаря курсовым разницам, то есть падению российского рубля по отношению к доллару и евро, продукция отечественных товаропроизводителей становится более конкурентноспособной на мировом рынке. Максим Баланев особо отметил роль Комитета по внешним связям города по продвижению петербургских компаний на международный рынок.
В свою очередь управляющий директор по региональному развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства Экспортного страхового агентства России (ЭКСАР) Андрей Поляков рассказал о механизмах по продвижению российских компаний, в том числе представителей малого и среднего бизнеса на международный рынок. По его словам, ЭКСАР является одним из институтов оказания поддержки экспорта продукции производимых отечественнными товароопроизводителями, прежде всего, субъектами малого и среднего предпринимательства. Для малого и среднего бизнеса действуют две специальные процедуры. В частности, благодаря Агентству субъекты малого и среднего предпринимательства в этом году экспортировали товары на общую сумму 3 млрд. рублей. География самая широкая — Эстония, Германия, Испания, Турция, Армения, Литва, Белоруссия, Украина, Абхазия, Монголия и т.д. Примерами реализованных проектов является поставка зерна в Японию, электродвигателей в Казахстан и Туркменистан, изделий для железных дорог в страны Латинской Америки и Казахстан.
Однако, как отметил эксперт, российские компании сталкиваются с системными проблемами при реализации своих планов. Согласно опросу 503 кредитно-фингансовых организаций и компаний, который был проведен в этом году, выявлены основные барьеры, препятствующие развитию российского экспорта. Это недостаток информации о требованиях зарубежных рынков и отсутствие финансовых средств для развития бизнеса. Помимо этого участие субъектов малого и среднего бизнеса во внешнеэкономической деятельности сдерживает недостаточная залоговая база и высокие процентные ставки по кредитам.
Андрей Поляков также подчеркнул, что Россия по такому показателю как участие субъектов малого и среднего предпринимательства в экспорте уступает многим ведущим странам.
«К примеру, в Италии экспортирует свои товары 27% представителей малого и среднего бизнеса, в Германии — 19%, в Канаде — 9%, а в России всего 0,5%. Поэтому здесь есть потенциал для развития экспорта. Наша основная задача — повышение конкурентноспособности российских экспортеров на международной арене, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства», — резюмировал управляющий директор по региональному развитию и поддержке МСП ЭКСАР.