Госдума приняла в первом чтении проект постановления об экономической амнистии

Корреспондент портала «Новости малого бизнеса» попросил прокомментировать предстоящую экономическую амнистию члена коллегии адвокатов Санкт-Петербурга Константина Ерофеева.
«Амнистия в постперестроечной России дело достаточно обыденное, — отметил адвокат. — Обычно амнистия приурочивается к каким-либо судьбоносным событиям в жизни общества. Между тем предложенная Президентом РФ Владимиром Путиным амнистия предпринимателей событие нерядовое. Во-первых, четко указаны субъекты, подпадающие под амнистию – представители бизнес-сообщества. Во-вторых, амнистия коснется не только осужденных, но и находящихся под следствием предпринимателей. В-третьих, она затронет и осужденных по тяжким статьям (например, мошенничество). Но только тех, кто осужден по названным в проекте постановления статьям впервые и в случае, если они успели за то время, что будет длиться амнистия, выполнить обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим. В-четвертых, настоящая амнистия предполагает самую радикальную меру — полное освобождение от наказания с возможным снятием судимости, а не только, например, сокращение срока лишения свободы или замена его более мягким видом наказания».
Очевидно, что власть предпринимает серьезные шаги по восстановлению доверия бизнес-сообщества, подчеркнул Константин Ерофеев. Причем, по его словам, это не первый шаг. Уже ведется работа по декриминализации спорных статей УК (например, оскорбления или клеветы), замене наказания в виде лишения свободы существенным штрафом (болезненным для преступников). Предпринимаются попытки не допустить заключения под стражу до суда обвиняемых в совершении уголовных преступлений (что сокращает возможности для рейдерских захватов бизнеса), повышаются в разы размеры крупного и особо крупного ущерба.
По данным Росстата, за последние семь лет число осужденных по экономическим составам неуклонно сокращается, отметил г-н Ерофеев. В прошлом году российские суды вынесли обвинительные приговоры в отношении 5560 человек. Всего же за 2009—2012 годы, по данным уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, не менее 600 тысяч бизнесменов привлекались к уголовной ответственности, многие из них без заявления потерпевших.
«Лично мне сопоставление этих цифр кажется странным, получается, что лишь один из ста бизнесменов, попавших в поле зрения правоохранителей, был осужден, — говорит адвокат. — Поэтому ждать супермасштабной амнистии не приходится, вероятно, она коснется судеб от пяти до пятнадцати тысяч подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Некоторые эксперты вообще считают, что без детальной проработки амнистия может стать профанацией. Под ее действие подпадут единицы предпринимателей средней руки, но могут воспользоваться и матерые уголовники, осужденные по статье «мошенничество». Известно, что по данной статье отбывают наказание и иные представители ОПГ. Также дискутируется вопрос, кому будет выгодно согласие предпринимателя возместить убытки, самому предпринимателю, выходящему на свободу, или потерпевшему. Ладно, если потерпевшему от финансовой пирамиды вернется тысчонка-другая. А если речь идет о рейдере, поставившем предпринимателя «на счетчик» и теперь за освобождение последнего от спорного приговора получающего весь «долг» до копеечки?». Все это мало скажется на улучшении экономического климата в стране, и важная цель амнистии – предоставление оступившимся предпринимателям возможности поставить свой бизнес «на рельсы» законопослушания – не будет достигнута в полной мере. Хотя определенный сигнал бизнесу был дан, в том числе, и иностранным инвесторам, и это не может не отразиться положительно в рейтинге привлекательности России как бизнес-партнера».