Алексей Третьяков

Эксперт: Антитабачный закон не так-то прост

Алексей Третьяков видит в российском законе «происки фонда Блумберга» и фармкомпаний, которые надеются, что вместо сигарет народ подсядет на антидепрессанты. Между тем малый бизнес пока никак не почувствовал на себе действия закона.

С 1 июня 2013 года в РФ вступил в силу так называемый «антитабачный» закон. Своим взглядом на документ с корреспондентом «Новостей малого бизнеса» поделился Алексей Третьяков, председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка.
«Антитабачный закон не так-то прост, — убежден Алексей Третьяков. – Кроме попытки увеличить прибыль в пользу фармацевтических компаний, здесь еще прослеживается немало аспектов. Глобальное фармацевтическое лобби в ходе разработки этого законопроекта финансировалось так называемым фондом Блумберга».
Фонд Блумберга был основан в 2006 году мэром Нью-Йорка Майклом Блумбергом для борьбы с курением в странах с переходной экономикой. К 2013 году фонд обещал выделить на эти цели $500 млн. Одним из ключевых получателей грантов фонда в России стала Международная конфедерация обществ потребителей — КонфОП, которая выделяет гранты от 50 до 500 тыс. долларов любой организации, занятой борьбой с табаком. Существует пять приоритетных стран, куда входят Россия, Индия и Китай (а также Индонезия и Бангладеш). На средства Блумберга финансируется деятельность государственных и общественных организаций по изменению законодательства в целях борьбы с курением. Примечательно, что среди этих стран нет союзников США, но они включают самые быстро развивающиеся экономики мира, чье законодательство и политика не отвечают американским стандартам. Что касается стран СНГ, то гранты получают Россия, Казахстан, Украина и Грузия.
Кроме того, как утверждает Алексей Третьяков, четко прослеживается связь с фармацевтическими компаниями, которые в ходе реализации антитабачного закона все чаще будут протаскивать идею замены курения табака употреблением антидепрессантов.
«Ни для кого не секрет, что чаще всего люди курят, чтобы немного успокоиться — как правило, это помогает. В нынешней ситуации фактически запланирована замена успокаивающего эффекта от курения на таблетки», — прогнозирует г-н Третьяков.
На вопрос о том, как с 1 июня малый бизнес почувствовал на себе действие антитабачного закона, г-н Третьяков ответил: «Да пока никак. Есть отсрочка на введение запрета по продаже сигарет через объекты нестационарной торговли, но до сих пор нет механизма, чтобы отследить все пункты по реализации принятого антитабачного закона».