К замене налога требуется взвешенный подход

«Для начала стоит отметить, что данный вопрос находится в стадии обсуждения и единое мнение по нему отсутствует даже на уровне Правительства РФ, — отметил Эльгиз Качаев. — В целом сама идея отмены НДС и перехода на налог с продаж связана с попыткой федерального центра стимулировать регионы к развитию. Одно из главных отличий этих двух налогов в том, что налог с продаж относится к региональным доходам, а НДС – к федеральным, что многие эксперты рассматривают, как одну из причин слабого развития экономик регионов».
Эльгиз Качаев напомнил, что данная инициатива не нова, передает корреспондент «Новостей малого бизнеса». «В России налог с продаж вводился и отменялся уже дважды, — сказал он, — последний раз – в 2004 году». При этом основным фактором возврата к НДС являлась необходимость повышения доходов в бюджет: в 2000—2002 гг. при базовой ставке налога с продаж в 5% сборы составляли не более 0,5% ВВП, в то время как НДС в 2010 году обеспечил 30% поступлений доходов в бюджет страны.
Сегодня ситуация изменилась, для дальнейшего развития экономики страны требуется развитие регионов. Поэтому идея возврата налога с продаж обсуждается вновь. Тем не менее, чиновники сомневаются. Дело в том, что основной недостаток этого налога в том, что налоговые платежи поступают в доходы государства лишь на самой последней стадии движения товара. Он не позволяет государству воздействовать на все стадии движения товара от производителя к конечному потребителю и включает крайне ограниченное число системы ставок налога.
Достоинство НДС в том, что обязательства по налоговому платежу распределены по всей цепочке продавцов и покупателей товара на всех стадиях производства, что способствует устойчивости величины поступления налога. Это важно для России из-за высокого уровня уклонений от уплаты налогов. Кроме того, самим предпринимателям выгоднее платить НДС, а не налог с продаж, так как налог с продаж не возмещается: предпринимателю все же лучше попробовать что-то вернуть, чем гарантированно не вернуть ничего, отметил чиновник.
Поскольку налог с продаж взимается на этапе конечного потребления, налоговым органам придется контролировать уплату налога огромным количеством налогоплательщиков (например, розничных торговых точек), что несравнимо с количеством налогоплательщиков НДС. Возрастают потенциальные возможности уклонения от налогообложения, а также риски для бюджета, говорит г-н Качаев. В отличие от НДС, когда потеря доли налога на каком-либо этапе не приводит к потере доли налога, уплачиваемого на остальных этапах, в случае налога с продаж уклонение одним налогоплательщиком означает для бюджета потерю всей суммы. Таким образом, введение налога с продаж потребует создания специальной системы администрирования, что возможно лишь со значительными издержками для налогоплательщиков. А, учитывая, что декларации придется подавать всем налогоплательщикам (независимо от наличия облагаемых оборотов), документооборот вряд ли уменьшится.
Кроме того, в случае замены НДС на налог с продаж, экспортные организации будут лишены возможности возмещать налог, поскольку он не предусматривает ставки в 0 процентов, напомнил глава Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Следовательно, цены экспортируемой продукции вырастут на сумму налога. В итоге отечественные товары станут неконкурентоспособными на международных рынках.
В заключение Эльгиз Качаев отметил, что до момента опубликования со стороны федерального центра конкретных предложений по замене НДС на налог с продаж довольно сложно оценить конкретные последствия для предпринимательского сообщества. «Вполне возможно, что более реальной инициативой станет исправление недостатков системы НДС, особенно в процедуре его взимания и возмещения, без коренного изменения функциональности налоговой системы страны», — сказал он.