Малый бизнес не выиграл от закона «О торговле»

Для оценки изменений ситуации использовались результаты исследования Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, посвященного отношениям в цепи поставок. Они опираются на данные опроса 512 ритейлеров и поставщиков, проведенного в ноябре–декабре 2010 г. в пяти крупнейших российских городах с сильным распространением сетевой торговли – Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Новосибирске и Тюмени, сообщает пресс-служба НИУ «Высшая школа экономики».
Закон, по задумке разработчиков, должен был существенно упростить жизнь малому бизнесу по сравнению с крупным, поставщикам по сравнению с розничными сетями, конечным потребителям по сравнению с чиновниками. В реальности последствия его введения были иными, заявил Вадим Радаев.
Во-первых, только 35% ритейлеров и 19% поставщиков указывают на позитивный эффект от принятия закона для мелких поставщиков, в то время как в отношении крупных поставщиков его отмечают 47% ритейлеров и 42% поставщиков. То же касается и эффекта для розничных сетей: лишь 30% ритейлеров и 22% поставщиков считают, что от принятия нового закона выиграли мелкие розничные сети. В то же время на получение относительных выгод крупными розничными сетями указывают 41% ритейлеров и 44% поставщиков. Иными словами, судя по ответам, если кто и выиграл, то скорее крупные участники рынка.
Во-вторых, фактически не обнаружено значимых преимуществ для поставщиков по сравнению с ритейлерами. Доля ритейлеров, указывающих, что выиграли поставщики, лишь на 5–6% больше, чем доля ритейлеров, считающих, что выиграли они сами. Что же касается поставщиков, они не считают, что выиграли больше, чем ритейлеры (выигрыш для своей группы отмечают даже чуть реже).
В-третьих, на то, что Закон о торговле привел к каким-то позитивным последствиям для конечных потребителей, указали только 24% ритейлеров и 22% поставщиков. По крайней мере потребители выиграли заметно меньше, чем крупные участники рынка с обеих сторон.
В то же время 40% ритейлеров и 56% поставщиков убеждены в том, что среди выигравших — государственные чиновники.

Справка «Новостей малого бизнеса»:
«Стратегия 2020» — концепция социально-экономического развития России на период до 2020 года. Первый вариант был утвержден распоряжением правительства осенью 2008 года. В начале 2011 года премьер-министр поручил российскому экспертному сообществу переработать концепцию с учетом уроков кризиса. Над «Стратегией-2020» работает 21 экспертная группа. Группа № 4 занимается разработкой мер по улучшению предпринимательского и инвестиционного климата.