Почему же в Петербурге власть коробейников гнобит?

Проводимая в настоящее время Смольным работа по освобождению земельных участков от незаконно размещённых на них НТО требует предельно чёткого определения признака незаконности. И, возможно, принятия отдельного нормативного акта регионального значения.

Власть продолжает бороться с торговцами, которые самостийно размещаются на петербургских улицах. Такие действия можно только приветствовать, хотя в открытых источниках часто приводятся случаи, как борцы с пагубным явлением уничтожают одни НТО, но предпочитают «не замечать» другие. Но это тема отдельного материала. А сейчас обратимся к нормам действующего российского законодательства, чтобы разобраться, соответствует ли им петербургская карательная практика?

В соответствии со ст. 8 федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществлять торговлю разрешено как с использованием объектов (стационарных или нестационарных), так и без таковых.

Вот, например, разносная торговля (торговля с рук, лотков, раскладных столиков, из корзин и ручных тележек) осуществляется без использования торговых объектов и не требует включения в Схемы размещения нестационарных торговых объектов (см. определение Конституционного Суда РФ от 16.01.2018 № 10-О).

В мотивировочной части этого документа определено главное: «... на хозяйствующих субъектов, занимающихся разносной торговлей, не распространяются предусмотренные ст. 10 федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» требования, касающиеся схем размещения нестационарных торговых объектов, в том числе подвижных (мобильных), на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности…»

Следует уточнить, что предприниматели заявляли исковые требования о признании неконституционными ряда положений приведённого выше закона о торговле, а также президентского указа «О свободе торговли». На что Конституционный Суд РФ в п.5 мотивировочной части определил: эти правовые акты «не предполагают запрета на осуществление разносной торговли в местах, не включенных органами местного самоуправления в разрабатываемую и утверждаемую ими схему размещения нестационарных торговых объектов, вследствие чего сами по себе они не нарушают конституционные права и свободы заявителей в обозначенном ими аспекте».

И поскольку положения действующего федерального законодательства сами по себе не мешают осуществлению разносной торговли, а всё дело в неправильном правоприменении, то суд не стал их признавать неконституционными, что и отразил в резолютивной части.

Безусловно, мы не ратуем за хаотичное размещение лотков и ящиков, где попало. И не поддерживаем беспорядочную торговлю у станций метро. Но вынуждены констатировать, что в Санкт-Петербурге разработчики печально известного Постановления №1045 решили не обращать внимания на некоторые положения федерального закона и просто распространили действие регионального документа на все типы объектов, ранее присутствовавшие в адресных программах размещения временных (некапитальных) объектов потребительского рынка.

Никого в Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) не смутило, что в законе было дано определение торговой деятельности, которому никак не соответствовали ни объекты общественного питания, ни бытового обслуживания. «Запихнули» петербургские чиновники в Постановление №1045 без всяких на то оснований и разносную торговлю.

Так с предпринимателей, осуществляющих разносную торговлю, например, с лотков, под которыми специалистами торговли традиционно понимаются ежедневно убираемые по окончании торговли выносные столики (с навесами, зонтиками или без), незаконно взимается плата по договорам на размещение НТО, а в случае отсутствия их в схемах размещения следует незаконное привлечение к административной ответственности.

Таких торговцев гоняют не только плохо информированные общественники, вроде «Красивого Петербурга» или ОЗПП «Потребнадзор», но и многочисленные проверяющие в лице представителей органов власти. Хотя ревностным блюстителям уличной коммерции необходимо было бы осознать и запомнить следующее: при осуществлении разносной торговли в Санкт-Петербурге неустановленными можно считать лишь места, в которых вообще запрещены любые виды торговли, поименованные в Указе Президента РФ от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли».

И до тех пор, пока в нашем городе не будет разработан и не вступит в силу некий региональный нормативный правовой акт, устанавливающий дополнительные ограничения при осуществлении разносной торговли, она является законной везде, где вообще не запрещена федеральным законодательством, и это не имеет никакого отношения к Схеме размещения НТО. Конечно, данное утверждение справедливо лишь при условии, что коробейник зарегистрирован как предприниматель в установленном порядке и соблюдает, например, правила дорожного движения и санитарные нормы.

Сергей ЗАГРЕБА, государственный советник Санкт-Петербурга 2 класса