Право на базар

Борьба со стихийной торговлей в Петербурге обернулась, по мнению участников рынка, банальной монополизацией. Конкурсы по распределению ярмарочных мест участники надеются опротестовать через УФАС и прокуратуру

Между тем лоточники вновь захватывают улицы – незадолго до президентских выборов город заполонили так называемые фестивали. Районные власти предпочитают их не замечать, словно получили какое-то тайное послание из Смольного от вице-губернатора Константина Серова.

В палатках продолжают торговать дешевыми товарами, несмотря на кажущиеся старания чиновников искоренить нелегальную торговлю. Помнится, губернатор Георгий Полтавченко обещал «сильное наказание» тем главам районных администраций, где процветают малопонятные базары, однако это никого не остановило.

Зато в начале февраля комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка подвел итоги долгожданного конкурса на проведение региональных ярмарок и ярмарок выходного дня. Прежде районные администрации сами определяли участников, как правило, отдавая предпочтение одним и тем же предпринимателям.

Предполагалось, что теперь нововведение позволит распределить места между участниками рынка и упорядочит торговлю. Тендер апробировали в ноябре 2017 года, в результате которого на рынке определились три победителя в трех лотах. Победные места разыграли между собой новички: «Меридиан», «Петербургский вернисаж» и компания под патриотической вывеской «Я люблю тебя, Крым».

Эти же участники стали фаворитами и недавних тендеров. Впрочем, торги большей части из 16 лотов были признаны несостоявшимися. «В связи с отсутствием заявок», – пояснили в КРППР. Остались без внимания торги по организации ярмарок в Пушкинском, Калининском, Василеостровском и Красносельском районах. Основное внимание участников почему-то сосредоточилось на Невском районе, считающемся вотчиной Константина Серова.

Согласно техзаданию одного из лотов, победителю предстояло разместить торговые палатки в количество 50 штук размером не менее 1,5 х 1,5 м. Также торговые точки должны быть оснащены холодильным оборудованием (витрины, витрина-прилавок, ларь морозильный), торгово-измерительным оборудование и прилавком. Стоимость одного торгового места, по условиям, не может превышать 937 рублей в день.

Все три лота, как следует из извещения об итогах конкурсов, получила фирма «Я люблю тебя, Крым». Она, по мнению конкурсной комиссии (в ней состоит вице-губернатор Сергей Мовчан), оказалась из всех претендентов наиболее «оснащенной», большим «опытом работы» и имеет лучшие «меж­региональные связи».

К 20 ФЕВРАЛЯ были переверстаны конкурсы по остальным районам (кроме Красносельского). Расценки для аренды торгового места подняли, но интерес к ярмаркам проявился лишь у четверых: ООО «Я люблю тебя, Крым», ООО «Ленпищеторг», ООО «Велес» и ООО «Петербургские вернисажи». Максимальное количество баллов вновь набрало ООО «Я люблю тебя, Крым», еще один лот взяло ООО «Ленпищеторг».

По словам участников рынка, почти все участники (ООО «Я люблю тебя, Крым», ООО «Ленпищеторг» и ООО «Петербургские вернисажи») аффилированы между собой. В качестве их прародительницы называют «Невскую торговую компанию», которая пользуется благосклонностью Смольного. В работе фирм задействован один и тот же персонал, а также установлены похожие расценки к предпринимателям.

– Официально они не связаны между собой. Но я вижу одних и тех же людей, работающих и на «Крым», и на «Ленпищеторг», и на «Нев­скую торговую компанию», – говорит глава ООО «Велес» Павел Краев.

Его компания также принимала на участие в конкурсах. Если в Невском районе комиссия оценила фирму на средние баллы, то в Калининском районе ей вовсе отказали в допуске из-за «недостоверных сведений», предоставленных предпринимателем.

Коммерсант объясняет малую заинтересованность петербургского бизнеса в организации ярмарок заранее известным результатом. Большинство компаний довольствуются торговлей на частных территориях.

– Условия конкурсов уже заточены под избранных. Например, критерий «опыт работы». Как он оценивается? Вы можете нанять опытных сотрудников, скажем, меня. Но вашей фирме всего год. В итоге она проигрывает. Есть и другие варианты фильтра. Почему мы участвовали? Мы просто настыр­ные», – поясняет Краев.

По его словам, ООО «Велес» продолжит осаждать кабинеты чиновников в ожидании конкурсов: «Мы написали жалобы в УФАС, прокуратуру, уполномоченному по защите прав предпринимателей. Бизнес-омбудсмен уже откликнулся, с ним выработали стратегию, чтобы условия конкурса не были заточены для избранных».

Однако в КРППР на претензии предпринимателя парируют: «Все процедуры конкурса соблюдены, документация проверена. Кроме того, в комиссиях присутствуют представители общественных организаций и районных администраций».

Согласно системе СПАРК, фирма «Я люблю тебя, Крым» существует с 2014 года. Тогда компания носила название ООО «Эллада». До 2016 года ее гендиректором числилась Ольга Чумак, после – уже Ольга Половинко. Возможно, владелец сменила фамилию, так как ИНН под этими фамилиями значится один и тот же.

Алексей СТРЕЛЬНИКОВ