Вежливые люди пришли к губернатору

Во время масштабного празднования Дня ВМФ коммерческая организация АО «Военторг-Запад» продавала петербуржцам одежду, сувениры и шашлыки, а также демонстрировала изделия индпошива Дома военной одежды. За популяризацию коммерческих брендов «Армия России» и «Вежливые люди» у Георгия Полтавченко попросил сам командующий войсками ЗВО

Мероприятия по празднованию Дня Военно-морского флота посетили тысячи петербуржцев. Их нужды теоретически должны были обслуживать всего 34 нестационарных торговых объекта, расположенные в окрестностях Дворцовой площади и включенные в Схему размещения НТО.

Очевидно, что спрос и предложение были несоизмеримы. Однако ни профильные комитеты, ни городское правительство не предусмотрели возможность объявить конкурс на право обеспечивать гостей провиантом и сувенирами в массовый праздник. Теоретически Смольный мог организовать и ярмарку выходного дня, предоставив возможность петербургским коммерсантам заработать, а заодно и пополнить городскую казну. Однако программа праздничных мероприятий, проходящих на Дворцовой площади и в Александровском саду, никаких дополнительных мест под размещение НТО не предусматривала.

Зато, как стало известно «Новостям малого бизнеса», за пять дней до праздника к Георгию Полтавченко обратился командующий войсками Западного военного округа Андрей Картаполов. В письме генерал-полковник попросил губернатора «оказать высокое доверие в плане разрешения согласования мест организации экспозиций и торгово-бытового обеспечения в день проведения Главного военно-морского парада» на Дворцовой площади, Адмиралтейской набережной и территории Александровского сада.

Исходя из смысла письма, эти мероприятия были спланированы силами ЗВО и АО «Военторг-Запад» для продвижения имиджа российских Вооруженных сил и популяризации коммерческих брендов «Армия России» и «Вежливые люди». Напомним, что последний принадлежит «Военторгу», ему же были переданы права на знак «Армия России» Министерством обороны.

Обнаружить в документах, регламентирующих работу НТО, такой пункт как «оказание доверия» корреспондентам не удалось. Из чего «Новости малого бизнеса» сделали вывод, что размещение ТО под армейскими брендами было организовано с нарушением петербургского законодательства.

В пресс-службе АО «Военторг-Запад» изданию подтвердили, что 30 июня организация действительно вела торговлю в центре Петербурга под брендами «Вежливых людей», «Армии России» и символикой главного военно-морского парада.

«У нас была организована работа пяти ТО и еще одного, где демонстрировались изделия Дома военной одежды, осуществляющего индивидуальный пошив. Мы продавали футболки, бейсболки, тельняшки, браслеты, магниты, часы, карандаши, ручки, гелевые шарики, флажки для автомобилей. Традиционно популярностью в такой день пользовались футболки и тельняшки. Также у нас стояли лотки с хот-догами, мороженым, сладкой ватой. Кроме того, шла торговля сопутствующими товарами: дезодоранты и шампуни в традиционном армейском наборе и кружки с портретами первых лиц государства. Всего в одной палатке продавалось более 350 наименований сувенирной продукции. В большой палатке – около 450 наименований», – пояснил глава пресс-службы АО «Военторг-Запад» Денис Баранов.

В Александровском саду (там стояли три военторговские палатки) торговля шла настолько бойко, что прилавки опустели уже к двум часам дня. И сувениры пришлось подвозить. Кроме того, две автолавки от «Военторга» работали в Кронштадте, там же были организован шашлычный дворик и стрит-фуды.

Любопытно, что установка НТО известного бренда без возражений была согласована в считанные дни: на просьбу вице-губернатора Александра Говорунова оперативно откликнулись в профильных комитетах. Правда, при этом не уточнялось, чью именно казну пополнит коммерческий Военторг: Минобороны или бюджета Санкт-Петербурга?

По факту возможного нарушения Закона о защите конкуренции «Новости малого бизнеса» обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу. Мы попросили разъяснить УФАС, не создает ли внеправовая поддержка коммерческих брендов дискриминационные условия доступа к городским участкам для других участников рынка. Ответ антимонопольщиков будет опубликован по мере получения.

Яна ПЛОТНИКОВА
Фото: oaovoentorg.ru