Миллиарды мимо бюджета

Ожидается, что после того как Минпромторг протащит через новый состав Государственной думы законопроект об изменениях в закон № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в части либерализации развозной торговли, автолавок в Санкт-Петербурге станет еще больше.

Кстати, через день после разоблачительной публикации в «Деловом Петербурге» из исторического центра разом испарились практически все мобильные нелегалы. И вернулись спустя неделю. Торговая вакханалия на городских улицах продолжилась.
Возможно потому, что полицейские, как и прежде, периодически навещают «подопечных» – кофе у нелегалов радует стражей правопорядка особым ароматом.

В течение двух лет десятки экспертов – предприниматели, в том числе чиновники и силовики, не скрывали в комментариях «Новостям малого бизнеса» своего негативного отношения к тому, что стихийная развозная торговля приносит городу лишь вред. Но в Минпромторге думают иначе, а заместитель министра Виктор Евтухов убежден – если максимально упростить порядок регулирования автолавок, то они избавятся от излишней опеки должностных лиц.

Лоббисты российского автопрома

Сомнения в том, что федеральное ведомство действует в интересах законопослушных предпринимателей, зародились, когда в одной из основных поправок в закон «О торговле» автолавки обязали оснастить двигателем Евро-4. Такие фургоны сейчас можно приобрести у определенного поставщика. При этом техническое переоснащение, как утверждают сами торговцы, повышает стоимость реализуемой продукции примерно в два раза.

В выигрыше не остаются ни коммерсанты, ни потребители. Зато Минпромторг не скрывает, что переход мобильных объектов на Евро-4 приведет к тому, что к 2019 году инвестиции в автопром увеличатся на 33,6 млрд рублей, а в производство специального торгового оборудования – на 24 млрд рублей, в результате чего может появиться до 48 тысяч новых автолавок.
И уже не тысячи, а десятки тысяч коммерческих телег выкатятся в первую очередь на улицы Москвы и Санкт-Петербурга, где есть массовый потребительский спрос.

По замыслу Минпромторга, для них будет введен уведомительный порядок – никаких схем размещения для НТО или выделения целевых мест для производителей. Мэрия Москвы уже негодует. Чиновники Северной столицы реагируют на приближающееся «мобильное» нашествие куда спокойнее. Однако даже этого хватило, чтобы в министерстве вынуждены были «включить заднюю», признав, что власти самых крупных городов страны должны иметь определенные полномочия по регулированию всех видов торговли.

Минпромторг не силен в законодательстве

Антикоррупционная экспертиза «мобильных поправок» выявила целую серию рисков, которые препятствуют правовому регулированию в случае их принятия.

Например, Минпромторг предлагает регионам вводить плату за осуществление мобильной (развозной) торговли, однако Налоговый кодекс не предусматривает обложения такой деятельности каким-либо сбором. А согласно этому кодексу «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные» налоговым законодательством.

Или, скажем, тотальное принуждение коммерсантов оснащать мобильные объекты двигателем Евро-4. Оказывается, сейчас на уровне регионов отсутствуют нормативные акты, которыми устанавливается подобное требование.

Не согласны эксперты и с тем, что регионы могут ограничивать выдачу повторных разрешений на осуществление развозной торговли, если мобильный объект допустил нарушения, которые привели к аннулированию свидетельства и исключению его из реестра. Эти нарушения в проекте Минпромторга не уточнены, что потенциально влечет за собой введение избыточных ограничений для предпринимателей.

А уж если коснуться того, что все мобильные объекты, как трактует законопроект, обязаны находиться на проезжей части, то вопросов об уровне подготовки очередных поправок в закон «О торговле» становится еще больше. Ведь стоящие на обочине автолавки не только вызывает сомнения в части соблюдения ПДД, но и представляет угрозу здоровью и жизни граждан.

Если к ларьку приделать колеса, он станет автолавкой

Достаточно кинуть взгляд по сторонам, чтобы представить, во что превратится Северная столица, если мобильным торговцам дадут волю.

Например, срочно требуется домкрат автолавке, которая этим летом торговала овощами на перекрестке Российского проспекта и ул. Латышских Стрелков. Она вряд ли может называться даже прицепом. Как заметил владелец фермерского рынка «Торговые ряды «Парнас» Борис Шукшин, это еще не предел. Все автолавки стремятся встать поближе к существующим магазинам и нестационарным павильонам, паразитируя на чужом потребительском потоке.

Похоже, предприниматели, которые вкладывали немалые средства в обустройство НТО, с трудом сдерживаются, чтобы не объявить мобильным нелегалам торговую войну. Тут может дойти и до стычек с полицейской «крышей», для которой собственный карман важнее общественного порядка.

Что обращаться в полицию насчет нелегальных автолавок – себе дороже, успели убедиться в конце августа даже жители с улицы Мебельной. Как только одна из жительниц Приморского района пожаловалась на мобильную торговлю рыбой в УМВД, ей позвонил женский голос и с интонацией, не терпящей возражений, отчеканил, что больше тревожить полисменов не следует. Заметим, немало горожан восприняли бы нежданный звонок «оттуда» как вполне реальную угрозу.

Когда в телефонную историю вмешались журналисты, «Новостям малого бизнеса» тут же поступил официальный ответ – мол, для поимки нелегалов незамедлительно был направлен наряд, и торговца привлекли к административной ответственности…

Чем ближе к центру, тем меньше наблюдается служебного рвения. Беспардонно устроился кофемобиль у Аничкова моста, перекрывая проход пешеходов по Невскому проспекту. «Заснул» на приколе рыбный фургон, где к Владимирскому проспекту примыкает улица Колокольная. Место водителя в нем забросано пустыми коробками, а торговля начинается, когда продавщица открывает нутро «Лады Ларгуса», разящее запахом рыбы, прямо в нос любознательным туристам.

С вонью можно было бы смириться, но озадачивает странная беспечность борцов с терроризмом. Что там, в заброшенной коробками кабине – вдруг тротил? А люди с полицейскими жетонами равнодушно проходят мимо.
По принципу ларька функционирует и вечно стоящий кофемобиль на Марсовом поле, на пути многочисленных гостей города к Спасу-на-Крови.

От шавермы до Дворцовой

С хлебными автолавками с некоторого времени конкурируют мобильные жаровни. Началось все с холдинга Ginza Project, который прошлым летом установил у Казанского собора расписную автолавку с шавермой. Продвинутые рестораторы дали понять петербургским гурманам – мода на капающий жирным соусом фастфуд возвращается.

Теперь тем же путем идут торговцы помельче – они не готовы тратить большие деньги на современное оборудование и просто жарят мясо в передвижных фургонах. И если город захлестнет шаверма-бум, то интерес к мобильной торговле может проснуться не только у полицейских, но и у представителей Роспотребнадзора и МЧС. Недавно передвижная жаровня начала работать на Сенной площади.

А продавцы плюшек уже периодически заезжают на Дворцовую площадь, что еще пару лет назад казалось полным абсурдом. Между тем, примерно 5,2 млрд рублей ежегодно теряет бюджет Петербурга из-за незаконных уличных торговцев.