Мовшович

Бизнес на ощупь

После случайной встречи со слепым человеком в Израиле петербургский менеджер решил организовать бизнес с участием незрячих экскурсоводов, барменов и массажистов…

«Всё началось восемь лет назад, в 2010 году, когда я учился в Израиле по направлению менеджмент и бизнес, – рассказал «Новостям малого бизнеса» петербургский предприниматель Анатолий Мовшович. – Там я встретил молодого человека, потерявшего зрение. Нам обоим тогда было по 25. Как-то сразу разговорились, и он поведал свою историю. Если раньше я почему-то думал, что слепые слепы от рождения, оказалось, что он, например, потерял зрение в результате травмы только за год до нашего знакомства… После этого и возникла идея организовать проект с участием незрячих людей, но уже у себя на родине, в Петербурге».

Начал с ошибки

Проект, который носит название «Мир на ощупь», в полной мере можно назвать хоть и социальным, но бизнесом. То есть, с одной стороны, Анатолий, как и любой предприниматель, зарабатывает на нём деньги. Но с другой – проект выполняет важную социальную и гуманитарную функцию, трудоустраивает людей с ограничениями по здоровью, а также учит остальных относиться к ним терпимее и помогает самым обычным петербуржцам пусть и ненадолго, но «залезть в шкуру» человека, потерявшего зрение, почувствовать, как это непросто и научиться ценить то, что имеешь сейчас.

«В большей степени «Мир на ощупь» начинался как проект для души. Хотелось сделать что-то полезное, – рассказывает наш собеседник. – Я не ставил цель зарабатывать на этом. Даже отдел продаж у нас появился только спустя год после начала работы! Но со временем я понял, что такое решение было ошибочным…»

О своей «ошибке» Мовшович говорит так: «Ошибка была в том, что изначально не было даже бизнес-плана, стратегии действий, видения дальнейшего развития. В том числе, по рекламе и маркетингу. Но многие совершают подобные же ошибки в самом начале. И мы не одиноки».

В итоге вышло так, что «Мир на ощупь» сразу же вызвал неподдельный интерес СМИ, общественности, первых клиентов. И предпринимателю вполне удалось монетизировать этот бум. Однако когда бум спал, интерес к проекту поутих, доходы от него серьёзно упали. Именно тогда, спустя год после начала, и пришлось организовывать отдел продаж, выстраивать уже полноценный бизнес.

Добавим, что у Анатолия он не единственный. Что дает возможность «Миру на ощупь» даже уходить иногда в минус. Основной бизнес Мовшовича – организация праздников. При этом клиенты обоих направлений часто пересекаются, экскурсии в темноте и праздники сегодня дополняют друг друга.

«Изначально «Мир» был чисто социальный проектом, но сегодня это уже полноценная, действующая бизнес-модель, – рассказывает Анатолий. – Хотя мы по-прежнему даём много рабочих мест людям, которым тяжело было бы найти работу при прочих равных условиях. В том числе, через нас они впервые выходят на открытый рынок труда. Также мы проводим различные бесплатные семинары для работодателей, целью которых является трудоустройство людей с ОВЗ.

Приготовить пиццу в кромешной темноте

Среди целого ряда «активностей» в рамках «Мира на ощупь» одна из самых посещаемых – экскурсия в темноте внутри специального интерактивного пространства. В кромешной тьме под руководством незрячего гида любители острых ощущений группой до восьми человек в течение полутора часов учатся обходиться без зрения в комнате жилой квартиры, на оживлённой улице, в парке с прудом, на продуктовом рынке и в кафе.

Не менее интересна и «Кухня в темноте». Это не ресторан, где вас кормят блюдами, которых не видно. А даже ещё интереснее. Вы сами готовите с «закрытыми глазами», используя только обоняние, осязание и вкусовые ощущения. А в результате получаете пиццу или салат.

Влюблённым парочкам предлагается сходить на «Свидание в темноте». Там-то и станет понятно, способны ли вы полностью довериться своей второй половине, хотя бы на полтора часа.

«Тёмную» здесь устраивают даже детям, в рамках школьной программы «Другой взгляд», рекомендованной Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Это групповая экскурсия для учащихся 5-11 классов, которую ежемесячно посещают более 2 тыс. человек.
Другое большое направление – бизнес-тренинги, рассчитанные на корпоративных клиентов.

«Это сейчас, пожалуй, самое топовое и интересное направление, – признаётся Анатолий. – На сегодня их уже провели для своих сотрудников многие крупные компании: Северсталь, Nokian Tyres, Сбербанк, Райффайзенбанк и т.д. На них отрабатываются лидерские качества, способность довериться коллегам и делегировать полномочии».

А в рамках «Квеста по городу» участники с завязанными глазами идут по настоящей улице. Правда, рядом всегда находится экскурсовод. И риск, к примеру, попасть под машину практически равен нулю. В отличие от реальных слабовидящих, ходящих теми же маршрутами каждый день.

Среди других направлений «Мира на ощупь» есть и незрячий массажист.

Средняя стоимость одной экскурсии в темноте – 500 рублей. Ежемесячные расходы самого проекта составляют около 1,5 млн рублей. По доходам, как замечает Анатолий, они обычно выходят в ноль, но бывали месяцы, когда доход доходил и до 3 млн рублей. Раз на раз не приходится.

От диалога к миру

Нельзя сказать, что Анатолий Мовшович – абсолютный первопроходец, что он придумал какую-то идею, которая до него не приходила никому в голову. Он и не скрывает – за рубежом, в разных странах у «Мира на ощупь» есть почти полный аналог.
Называется «Диалог в темноте». Правда и в том, что до петербургского предпринимателя именно в России никто ничего подобного не делал. А уже сегодня по франшизе Анатолия «Миры» работают и в Сочи, и в крымском Симферополе.

Вопрос по поводу конкурентов «Мира на ощупь» оказался довольно любопытным. Да, на слуху у многих ресторан «В темноте». Но это другое. Там нет экскурсий. Только кормят. Работает заведение четыре дня в неделю и средний чек на посетителя 1800—2400 рублей против 500 у нашего собеседника. То есть, не лучше, не хуже, но просто другая ценовая категория, публика, ниша.
Также и людей со слабым зрением там трудоустроено только шестеро.

А практически все нынешние конкуренты Анатолия – это люди, которых он когда-то уволил из «Мир на ощупь». Сегодня бывшие сотрудники также водят своих клиентов на «городские квесты» в рамках «Осязаемого Петербурга» и «Другого взгляда».

«Почему-то все сделали упор на улицу, – комментирует бывший работодатель. – И почему-то после ухода от нас объединяются и делают то же самое».

Рождалась девять месяцев

Команда проекта «Мир на ощупь» набиралась тоже достаточно любопытным образом. Изначально Анатолию Мовшовичу удалось сэкономить на зарплатах своих сотрудников за девять месяцев! Поскольку проект позиционировался как социальный, и многим в принципе нравилась его гуманистическая направленность, на объявление на Headhunter о приеме на девятимесячную бесплатную стажировку откликнулись сразу 56 человек. Правда, из них в конечном итоге были отобраны только пятеро. Среди первых сотрудников были, как студенты, так и вполне взрослые, состоявшиеся люди, под 40 лет.

Спустя девять месяцев Анатолий назначил подчинённым оклады и стал искать на рынке труда уже профессионалов, квалифицированных специалистов по разным направлениям. При этом – многие из них с инвалидностью.

Сегодня в команде «Мир на ощупь» уже 67 человек! И 41 из них имеет ограничения по здоровью. Причём, не только по зрению. Есть один инвалид-колясочник, есть работник с ДЦП, есть работник со слуховым аппаратом.

Безусловно, под воздействием этого нестандартного бизнеса меняется и жизнь людей, в него вовлечённых.

«Не скрою, на работу мы часто берём наиболее слабых, тех, кому действительно нужна помощь, тех, кто раньше, может быть, и из дома выходил редко, кому недоставало навыков коммуникации, – признаётся Анатолий Мовшович. — В итоге у нас работают совершенно разные ребята в возрасте от 20 до 49 лет. И среди них есть один, кто раньше вообще почти не мог общаться с окружающими, стеснялся и заикался. А сейчас говорит мне: «Анатолий, огромное вам спасибо за то, что вы делаете. Я еду в метро и уже сам хочу общаться с людьми, я не боюсь заговорить первым… Да наши ребята просто кайфуют от этого!»

Есть среди этих ребят и настоящая звезда – это Олег Крикун, без зрения, преподаватель по вокалу, который в свободное от работы в «Мир на ощупь» время стал участником шоу «Песни» на ТНТ, во втором отборочном туре Максим Фадеев предложил ему контракт.

Добавим, что хотя многие представители бизнеса жалуются на государство, нерасторопных чиновников, сложность получения грантов и другой помощи, Анатолий Мовшович не скрывает, что работает в тесной связке с городским комитетом по труду. Государство в данном случае активно поддержало этот социальный проект, выделяя субсидии на создание рабочих мест для людей с инвалидностью.

Денис НИЖЕГОРОДЦЕВ, фото предоставлено Анатолием МОВШОВИЧЕМ