Гибрид хостела, антикафе и семейного гнезда

Петербуржец опробовал новый способ заработка для многодетной семьи в кризис

«Я — предприниматель, но не обычный, — рассказывает петербургский хостельер и по совместительству многодетный отец Дмитрий Галицкий. — Просто зарабатывать деньги — не главное. Моя методика состоит в том, чтобы с помощью бизнеса решать социальные проблемы нашего общества, то есть создавать системы, где интересы бизнеса сочетались бы с социальными интересами. В том числе, в таком интересном сегменте, как сфера гостеприимства. Но давайте всё по порядку...»

Восемеро по лавкам

Дмитрию Галицкому 43 года. И он, как уже было сказано, многодетный отец.

«У меня восемь детей, старшему — 22 года, младшему — три, но, думаю, это ещё не предел, — улыбается он. — Все, кто узнаёт, сколько у меня детей, всегда спрашивают: это от одной женщины? Или от нескольких? Пока от одной, отвечаю я»…

По словам нашего собеседника, он помогает своей жене реализовать её детскую мечту иметь... 11 детей.

«Сам я мечтал о своей футбольной команде, вот и решил объединить две мечты вместе. Согласитесь: детские мечты — это святое, — рассуждает он. — И если посмотреть назад, на русские традиции, восемь детей по лавкам, на самом деле, и немного. А если говорить уж совсем честно, тут ещё имеет место моя настойчивость. Я очень хотел второго сына, а он родился седьмым через 14 лет после первого! Как вы уже поняли, футбольной команды, как у Абрамовича, у меня не получилось, хотя у старшего все задатки футболиста. Это он от деда унаследовал, деда с руками отрывали все институты Ленинграда в своё время»
В итоге Галицкий и его большая семья решили заняться «гостиничным бизнесом», женский коллектив для которого в самый раз.

Пока дети «отца-основателя» подрастают, он уже потихоньку вовлекает их в семейный бизнес, но параллельно нанимает и просто молодёжь, тех, кто уже выросли и могут быть полноценными сотрудниками.

До того, как взяться за собственный хостел, Дмитрий Галицкий занимался строительством, а вернее отделочными работами.
«Идея сменить профиль пришла шесть лет назад. В нашем доме жила многодетная семья. У них на тот момент было восемь детей, как у меня сейчас. А у меня тогда было шесть, — вспоминает бизнесмен. — Жилось нам относительно хорошо, но все же, как говорится, «не фонтан». Особенно во время кризиса. И я стал думать, как найти лучшую работу самому, и одновременно — как помочь таким же многодетным семьям, как моя».

Так и родилась идея создать социальный проект, который помогал бы таким семьям выйти из тяжелого экономического положения и начать зарабатывать, самостоятельно, без надежды на пособия и ожидание помощи от государства.

Команда

В начале тернистого пути в команде «Hostel Mansardas» было всего три человека. Автор идеи — наш собеседник Дмитрий Галицкий. «Наставник» Ольга и инвестор Мария.

Как вспоминает Дмитрий, первым делом Ольга нашла молодого парня — рекламщика. Тот с помощью «жёсткой» рекламы заполнил хостел сразу на 70%, что для сентября, когда всё начиналось, было очень хорошо.

«К нам сразу же заехали студенты-первокурсники. После чего мы сразу решили создать хостел именно для молодёжи, причем, творческой, которая не только жила бы здесь, но с нашей помощью ещё и развивалась творчески, извините за тавтологию», — продолжает Дмитрий Галицкий.

Но что-то пошло не так, как хотелось бы. Не все разделяли основной «социальный посыл». В итоге Ольга вскоре покинула как проект, так и в целом гостиничное направление. А Мария сказала «спасибо» за идею и открыла собственный хостел.

«Я остался один… — вспоминает Галицкий. — Но вскоре нашел партнёра и нового инвестора Анастасию».

Параллельно он тестировал проект и на собственной семье, пытался ответить на вопрос, с чем она может столкнуться? Как решить проблемы? Как договариваться? Как распределять и делегировать обязанности?

Семейное предприятие

«Организация семейного бизнеса способна решить немало социальных проблем, — рассуждает Дмитрий. — Во-первых, это объединяет семью. Во-вторых, семья получает необходимый ей доход. В-третьих, родители имеют возможность обучать своих детей труду, какой-то профессии. И, в-четвертых, семья таким образом может приносить пользу и государству, в виде налогов».

Как же может выглядеть это семейное предприятие?

«Помню, мы ехали всей семьёй в наш хостел на «субботник» после зимнего сезона. Это, когда все хостельеры и отельеры готовятся к лету, к наплыву гостей. Чистят, красят, приводят в порядок, чтобы открыть туристический сезон. Это было необыкновенное чувство, чувство объединения семьи в общем деле. И главное — у всех у них, у самих было огромное желание участвовать в этом процессе! Они пылесосили комнаты, вытирали пыль, мыли полы, все-все были вовлечены в общее дело. Я тогда ощутил то, что не забуду никогда. То, что испытывает сеятель, который сначала вспахивает землю, сажает семена, а потом долго ждёт всходов. И, наконец, то чувство, когда ты видишь плоды, которых так ждал...»

В остальном процесс управления хостелом членами одной многодетной семьи выглядит достаточно просто. Всё подчиняется универсальным бизнес-процессам и распределяется среди родственников, а также приглашённых работников в зависимости от возраста, квалификации и интересов каждого.

В «фирме» Дмитрия Галицкого можно выделить условно отделы рекламы, бронирования, чистоты, по работе с клиентами, ремонта, управления и даже отдел учёта всех отделов — по словам нашего собеседника, очень важный, поскольку «выявляет диагноз всего бизнеса». Полноценными отделами все перечисленные категории, может, и не назовёшь. Один человек может одновременно состоять в нескольких и т.д., однако общий принцип управления понятен.

«Если семья научится грамотно работать по бизнес-системе и внедрять её в своё дело, а не будет изобретать велосипеда и занимается «самодурством», то решит все свои материальные проблемы, «пристроит» детей, и всё получится, — рассуждает Галицкий. — А клиент получит достойный сервис, удовлетворяющий его потребности, государство получит успешный социальный проект, решающий много социальных задач одновременно».

Да несчастье помогло...

Конечно же, на этом пути социальному предпринимателю пришлось преодолеть множество проблем. Окончательно отказаться от своего прошлого строительного бизнеса в пользу нового, организации хостела, заставила... настоящая беда, болезнь дочери.

«Я долго не мог решиться бросить строительство, — признаётся Галицкий. — Но всё изменилось, когда одна из моих дочек заболела лейкозом… Жена должна была вот-вот родить седьмого. Пришлось оставить работу и два года пробыть с дочкой в больнице. Там я стал читать «Богатый папа бедный папа» Роберта Кийосаки. А после года на лёгком режиме, когда мы стали приезжать в больницу только раз в неделю, я стал действовать! Ходил к чиновникам, налаживал контакты. На приёме у Елены Церетели (с 2008 года — председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга — прим. ред.) получил несколько судьбоносных для меня контактов. Сначала контакт Яны Окуневой, возглавляющей НП «Лига Хостелов», которая познакомила меня и с другими, у кого я стал учиться этому бизнесу...»

Дальше Дмитрий нашел необходимое помещение и инвесторов, сделал ремонт и запустился с молодёжным хостелом «Мансарда».
Правда, в данный момент мини-гостиница уже не располагается по старому адресу на Садовой улице. Срок аренды прошел, и пришлось съехать. Сейчас Дмитрий находится в поиске нового помещения, но даже не сомневается, что в ближайшее время его хостел снова распахнёт свои двери.

«Мы планируем взять помещение от КИО Петербурга», — поясняет он.

С учётом предыдущего опыта ищется помещение на 15-20 номеров. Чтобы чек за номер был в районе 3-5 тыс. рублей. То есть, чтобы общий доход был не меньше 45 тыс. рублей в день, 900 тыс. рублей в месяц, 10, 8 млн рублей в год.

В среднем, оборот этого бизнеса был около 4 млн рублей в год. При этом проект окупался, несмотря даже на перманентные кризисы в стране и мире.

«В данный момент в проекте выявляются как сильные, так и слабые стороны. Это очень важно, чтобы понять, с какими сложностями и препятствиями сталкивается многодетная семья, ведя «семейный бизнес», — добавляет предприниматель.
Среди этих сложностей он называет и административный барьеры, и необходимость налаживания взаимоотношений с контрольными органами, сложные экономические условия. Однако всё преодолимо.

Социальный аспект

За время подготовки этого материала Дмитрий неоднократно повторял, что гостиничная сфера как никакая другая подходит для социального семейного бизнеса.

«Но тут есть одно «но». Не факт, что семья сможет правильно вести все дела. Поэтому я пошёл несколько другим путём… Я понял, что на более оперативные должности нужно брать профессионалов. Только так бизнес станет успешным», — говорит предприниматель.

В целом, в своём проекте под названием «Hostel Mansardas» Галицкий связал воедино четыре основных интереса. Во-первых, это собственно бизнес, то есть, извлечение прибыли. Во-вторых, работа — как для членов своей семьи, так и для других, в основном, речь идёт о молодёжи. В-третьих, это творческое развитие молодого поколения. И в-четвёртых, речь также идёт об обучении и других многодетных семей основам бизнеса. Соответствующие лекции под названием «ШКОЛА» проводились на базе «Мансард».

«Помимо собственно сдачи номеров и кроватей для проживания не менее важной частью нашей работы в хостеле мы считаем работу творческой площадки. Для студентов организовали там поэтический литературный клуб, проводили лекции, киносмотры и много разных других интересных мероприятий. По сути, у нас гибрид хостела и антикафе, — признаётся Галицкий. — В результате молодёжь получила рабочие места, студенты — недорогое жильё и площадку для творчества, а я свой процент с дохода и возможность обучить своих детей профессии».

«Насколько наш проект социален? — задается вопросом Дмитрий Галицкий и сам же на него отвечает. — На все 100%. Кстати, когда случился кризис и у многих возникли проблемы с выплатами, мы списали с наших студентов больше 200 тыс. рублей долгов…»

В целом же, по его словам, пропорция между бизнесом и социальным аспектом нужна грамотная, не мешающая развитию ни одного, ни второго.

А впереди уже новые задачи. Одна из них, к примеру, касается привлечения в проекты Дмитрия людей с ограничениями по здоровью.

Проект хостелов под управлением многодетных семей предполагается масштабировать, выйти за пределы одного региона. Также обсуждается организация семейных булочных и ряд других бизнесов, говорить о которых пока рано.

И всё делается самостоятельно, практически без помощи государства. Пожалуй, з исключением аренды помещения, принадлежащего городу.

«Я в принципе против такого «нате», которое и порождает ситуацию, когда мы все сидим и ждём, что государство поможет. На самом деле, помочь себе мы можем и сами. Я же создал без помощи государства отличный социальный проект, имея, грубо говоря, только 100 тыс. рублей...» — поясняет Галицкий.

«В целом хочется, чтобы понятие «многодетная семья» ассоциировалась в нашей суровой реальности не с «сумасшедшим поступком», а с чем-то хорошим, стабильным и благополучным… А про себя скажу так — благодаря этому проекту я сам больше времени стал проводить с семьей, и это очень важно», — резюмирует предприниматель.

Денис НИЖЕГОРОДЦЕВ