Из Парижа с любовью

Петербургские и нижегородские пенсионеры будут снабжать Европу вязаными вещами…

«Новости малого бизнеса» продолжают рассказывать о ярких социальных предпринимателях. Очередная бизнес-идея – для пожилых людей, но по степени оригинальности она мало с чем может сравниться.

Мария Дмитриева из Парижа решила собрать команду бабушек в Петербурге и Нижнем Новгороде, которые будут вязать, а потом продавать свои изделия европейскому потребителю.

Когда появляются дети

Идея проекта «Бабушка свяжет» возникла в 2013 году в голове лингвиста и искусствоведа, жительницы города Парижа Марии Дмитриевой. Наша героиня родилась и выросла в Нижнем Новгороде, но уже несколько лет живет во Франции.

Любопытно, что Париж и Нижний Новгород – города-побратимы Санкт-Петербурга. А Северная столица всегда была любимым городом Марии. Поэтому так получилось, что проект получил свое начальное развитие именно здесь.

Изначально бизнесвумен исходила из того, что вязаный подарок – это хорошая семейная традиция.

«Чаще всего женщины начинают вязать, когда у них появляются дети. Им хочется для своего малыша чего-то красивого, модного, оригинального, лучшего... Но таких эксклюзивных вещей не хватает и сегодня, даже среди многообразия товаров, какое мы наблюдаем в современных магазинах. Там все равно мало доброго, теплого и ласкового», – рассуждает собеседница.

Теперь представим, что вам уже хорошо за 50. Вы проработали всю жизнь, а на пенсию прожить сложно.

«У меня лично всегда сжималось сердце при виде пожилых людей, вынужденных торговать грибами и фруктам у автобусных остановок.
И я подумала: почему бы им не сидеть дома в тепле и не заниматься вязанием детских вещей, которые можно продавать за границу?» – вспоминает Мария. Так зародился проект «Бабушка свяжет». На европейский манер – «BABOUSHKIDESIGN».

Сегодня в Европе ручная работа очень ценится и дорого стоит. Конкуренции, конечно, много. Но, если постараться, можно занять свою нишу за счет развитой системы покупок онлайн, а также специализированных платформ, ориентированных на клиента, который ценит оригинальность.

Кроме того, зарплата среднестатистического парижанина выше, чем у наших соотечественников. Поэтому продавать товар не петербуржцам, а за рубеж выгоднее. Еще один важный аргумент для европейца: его покупка поможет кому-то, кто в этом нуждается, в данном случае – российским пенсионерам. В Европе подобная социальная направленность потребления и бизнеса – в тренде.

От Парижа до Копенгагена

«Сегодня лучшие мировые бизнес-школы открывают программы обучения по социальному предпринимательству и выделяют на это гранты. Становится больше инкубаторов и краудфандингов, которые поддерживают самые разные социальные стартапы: от разведения овец для стрижки газонов до производства специального нижнего белья для женщин, перенесших рак груди...», – перечисляет Мария.

В 2015 году она сама прошла курсы парижской бизнес-школы ESSEC «Изменим жизнь к лучшему: создание модели социального бизнеса» и бизнес-школы Копенгагена «Специализация по социальному предпринимательству». Это позволило многое узнать об инновационных проектах: от создания сумок из велосипедных шин до разведения пчел на крышах мегаполисов.

Тогда же Мария познакомилась со многими интересными людьми, которые зарядили ее на дельнейшую бизнес-активность. Это французская команда платформы для коллективного финансирования социальных проектов: создатель сети антикафе в Париже Леонид Гончаров и Сесиль Паскинелли, которая после личного драматического опыта онкозаболевания, создала марку GARANCE (линия нижнего белья, адаптированного для протезов).

Петербургские бабушки

Пройдя обучение, наша героиня сделала ставку на проверенных, опытных вязальщиц со своей родины – бабушек из Петербурга и Нижнего Новгорода.

Первые связанные российскими производительницами модели детских шерстяных кофточек и штанишек вывешены в онлайн-магазине на сайте Etsy.com. Это крупная мировая площадка, где продаются только рукодельные и винтажные вещи.

«В Европе огромное количество разнообразных марок детской одежды. Концепты магазинов всегда оригинальны. Каждый старается, как может, чтобы удивить клиента. И хотя разнообразие товаров большое, на каждого, как ни странно, находится свой покупатель!» – рассказывает автор «Бабушка свяжет», говоря о конкуренции.

Место на рынке детской одежды находится как для акул бизнеса, так и для небольших коллекций молодых дизайнеров и просто любителей. Хотя сама Мария говорит, что у этого проекта нет цели тягаться с известными марками. Хочется просто делать красивую модную качественную одежду по доступной цене. В целом, рынок сейчас живой, меняющийся и приветливый ко всему новому или хорошо забытому старому.

Кроме финансовой поддержи пенсионеров, проект нацелен решать проблему одиночества и изолированности пожилых людей. Новое или хорошо забытое старое «хобби» дает им возможность постоянно общаться, узнавать и пробовать новое.

«Кто-то со страхом вспоминает давно забытые двойные накидные, кому-то трудно вести счет петель. А кто-то только сейчас учится открывать электронную почту и пользоваться компьютером, – делится первыми впечатлениями Мария. – Но главное – получать удовольствие от любимого занятия. Этот проект о радости! Без радости пожилого человека и радости малыша, который будет носить связанную одежду, не будет этого проекта. А для того, чтобы просто заработать деньги, есть масса других вариантов».

Пока все на стадии становления. Однако инициатор верит в то, что успех обязательно придет.

«А вообще, было бы здорово получить обратную связь от пенсионеров, которые умеют и любят вязать. Если им захочется принять участие в проекте, можно написать на мой электронный адрес – baboushkidesign@gmail.com», – заключает наша собеседница.

Денис НИЖЕГОРОДЦЕВ