отправить мам в офис

Отправить мам в офис

Какой бизнес может быть, когда вокруг горшки, соски и погремушки?

В сентябре в Северной столице при Центре развития некоммерческих организаций (ЦРНО) начал работу «Социальный Акселератор». Это негосударственная программа сопровождения стартапов, призванная помочь НКО, а также отдельным жителям Петербурга и Ленинградской области превратить свое социально ориентированное хобби в нечто большее.

Среди 16 участников проекта немало интересных идей и потенциально успешных бизнесов. И за многими из них стоят не менее интересные человеческие истории.

Из детской песочницы во взрослую жизнь

«Офис мам» был запущен меньше года назад. Молодая, активная и не перестающая учиться Вера Загребина была его инициатором и первое время – единственным участником. Сегодня в команде уже четыре сотрудницы. Каждая отвечает за отдельное направление.

Мама двоих детей Вера – стратег, занимается масштабированием проекта. Вторая такая мама – Лариса, взяла на себя организацию «детской среды» на взрослых мероприятиях для активных родительниц. Есть еще активная мама с одним ребенком Дарья, которая участвует в организации коммерческих мероприятий. В ведении четвертой сотрудницы, пока еще не мамы – бесплатные семинары и бесплатный коворкинг.

«У меня двое детей-дошкольников с небольшой разницей в возрасте. В декрет с основного места работы я ушла пять лет назад. А после появления второго ребенка, конечно, начала задумываться, где и как буду работать потом и вообще, в какой области хочу развиваться», – рассказывает Вера корреспонденту «Новостей малого бизнеса».

Благодаря своему профессиональному опыту (педагог-филолог, методист, организатор деловых мероприятий), еще сидя дома с малышами, она стала пробовать себя в качестве организатора семейных праздников в детских центрах своего Красногвардейского района. Но это был, скорее не заработок и уж тем более не бизнес, а способ потренироваться, не забыть свои навыки.

Потом, с запросом «Как монетизировать организаторские способности», Загребина пришла в проект «PRO Женщин» по поддержке женского предпринимательства, организованный Фондом Рыбакова в прошлом году.

«Для меня конференции проекта и рабочие встречи с участницами стали возвращением из «детской песочницы» во «взрослую жизнь», возможностью проработать свои запросы и получить полезные консультации. Но полноценно посещать «взрослые» мероприятия я не могла – только, когда муж мог меня заменить дома. С ребенком прийти туда представлялось очень некомфортным. А в процессе я встретила немало других мамочек. И тех, которые приходили с маленькими детьми на эти конференции, испытывая при этом чувство вины. И тех, кто оставлял малышей дома с родными. И тех, кто вообще не имел шанса посетить такие встречи, но очень в них нуждался...» – вспоминает Вера.

Так и появилась идея организовать встречи по поддержке работающих женщин, адаптированные для посещения с маленькими детьми. С этой идеей наша героиня стала финалистом проекта «PRO Женщин». А по его итогам организовала свой проект «Офис Мам».

Бизнес с горшками-сосками-погремушками

«Какой бизнес может быть, когда горшки-соски-погремушки вокруг? Нам потребовалось немало времени, чтобы изучить спрос на такого рода предложения для молодых мам. Да и сейчас не перестаем делать новые выводы», – продолжает Вера Загребина.

Ответов на вопрос, зачем женщине, получившей радость материнства, искать себя в профессиональном мире, может быть несколько.
Во-первых, в СМИ и соцсетях активно тиражируется «активное» материнство. Вокруг много успешных матерей-красавиц, в каждой руке по карапузу, а у них еще стартапы, ЗОЖ и квартира в стиле лофт.

Правда, если женщина начинает погоню за «лайками» в стремлении к неестественному идеалу, есть серьезный риск навредить своему психическому здоровью и даже разрушить семью. «Офис Мам» видит свою миссию в другом: не навредить, помочь женщинам взвешенно расставлять приоритеты и не корить себя за то, что не получается достичь недостижимого идеала.

Во-вторых, у многих из тех, кто сегодня занят детьми, имеется большой нереализованный потенциал. А «Офис Мам» организует образовательную среду для тех, кто не оставят ребенка с бабушкой или няней. Не оставят потому, что малыш еще на грудном вскармливании и они будут испытывать тревогу за него. Какая уж тут учеба? Не оставят потому, что бабушек рядом нет, ведь едва ли не большинство мам, которые приходят на этот проект – иногородние. А няня – слишком дорогое удовольствие, особенно, если работает только муж, а еще есть аренда или вообще ипотека. Но именно такие женщины больше всех мотивированы получать новые знания, попробовать работать удаленно.

В-третьих, рынок профессий динамично развивается, а «время декрета» увеличивается. Зачастую женщина, уходя в первый декрет, остается на второй и на третий, попадая в «карьерный вакуум». Мало того, что за это время в организациях случаются перемены вплоть до закрытия компании, но и в принципе финансовые цели и «трудоресурсы» женщины за время декрета сильно меняются. Словом, она снова оказывается в поиске. Только без «свежего» диплома специалиста и с большим перерывом в трудовой деятельности.

«Наша задача – сделать выход из декрета комфортным. Для этого мы делаем обзоры рынка новых профессий, приглашаем владельцев бизнесов, психологов, бизнес-консультантов. Причем, зачастую приглашенные – тоже мамы, имеющие успешный опыт работы в декрете и готовые дать дельные советы, основанные на собственном жизненном опыте», – поясняет Загребина.

Пока не бизнес, но уже не клуб по интересам

На данный момент, по словам основательницы «Офиса Мам», проект занимает пограничное положение.

«Но мы больше не клуб по интересам, – все же констатирует она. – Потому что интересы у всех разные. Наши «прежние» мамы «быстро растут» и улетают на «взрослую работу», как только дети отправляются в детский садик. На их место приходят новые… Успешным бизнесом мы тоже еще не стали, потому что делаем только первые шаги».

Благодаря «Социальному акселератору» ЦРНО Загребина и Со планируют получить консультации, прежде всего, по организационно-правовым вопросам функционирования малого бизнеса. Еще среди целей – получить помощь наставников и познакомиться с опытом коллег, например, по построению успешной команды.

«До сентября этого года мы прибыль вообще не получали, – признается Вера Загребина. – Всё, что проводилось, работало по принципу клуба по интересам, только себестоимость возвращали… Однако, уже организуем платные курсы по английскому языку для взрослых в детских пространствах (потому что женщина приходит учиться вместе с ребенком. И ребенку комфортнее находиться в детском пространстве под присмотром няни, а не в учебной аудитории) на абонементной основе. В дальнейшем хотим треть всех мероприятий отвести под социальную деятельность, две трети – под коммерческую».

Основной экономический показатель «предприятия» сегодня – наконец, вышли на прибыль. В среднем это три тысячи рублей с одного мероприятия или пять тысяч рублей в месяц с одной организованной группы на абонементной основе. В дальнейшем планируется масштабировать курсы, тем самым увеличивая прибыль от них, и добавлять другие услуги.

Кстати, никаких серьезных вложений в бизнес Загребина и ее компаньоны не делали! «Офис Мам» старается максимально снизить расходы, активно используя политику бартеров. К примеру, организовать перекус с домашней выпечкой мама может за бесплатную рекламу ее продукции и бесплатное участие в полезной встрече. А мама-предприниматель может предоставить свою площадку для проведения встречи также бесплатно, если ей интересна тема и нужны новые посетители.

На рекламу вообще решили не тратиться. Сегодня это сарафанное радио, поддержание странички в социальной сети «Вконтакте» и участие в партнерских мероприятиях. «Офис Мам» старается участвовать с бесплатными лекциями и мастер-классами на крупных мероприятиях для матерей и малышей, которые проводятся в городе – за рекламу.

Собственного помещения у «Офиса Мам» нет. Но организация к этому сейчас даже и не стремится. Объясняют, что не выгодно иметь «постоянную локацию» ни экономически, ни идеологически. Так как мамы, желающие поучиться и поработать, живут во всех районах города, офис для них в идеале должен быть в пешей доступности, то есть подобных мест для общения должно быть много.

Прибыль с организации подобного рода деятельности не покрывает расходов по длительной аренде. Вместо этого под каждую услугу, каждую встречу подбирается площадка, заинтересованная в данном партнерстве (детский центр, семейное пространство и т.д.) В случае с «Офисом мам» почасовая аренда – не просто выход, но и возможность охватить бОльшую аудиторию.

Опыта общения с государственной машиной и преодоления административных барьеров, по признанию нашей героини, у нее не было.
А что касается коллег и конкурентов, Загребина считает, что места должно хватить всем.

«Да, проектов по занятости молодых мам в России немало, и в нашем городе они есть. Но все пока очень индивидуально и не рассчитано на широкую аудиторию. Да и в самой аудитории молодых мам можно выделить несколько сегментов. Наши конкуренты работают, в основном, с сегментом «Мамы-премиум». У них, несмотря на схожую структуру и наполнение проектов, другие запросы и другие цены. Для «наших мам», имеющих двух и более детей, иногородних, работающих удаленно или открывающих свой бизнес, до сих пор не было ничего систематизированного. А мы стремимся выстроить систему», – поясняет основатель «Офиса Мам».

На сегодняшний день «Офис» – это, скорее, социально значимый проект, задача которого еще и приносить прибыль. Однако не раз за последнее время его организаторы слышали мнения экспертов о хороших перспективах «Офиса» именно как бизнеса.

Кирилл КУДРИН
Фото: Юлия ЛЕБЕДЕВА, Дмитрий КОРН