Сколько зарабатывают малые коммерсанты?

Во многих регионах малый бизнес активно занимается мелкой торговлей, но в странах с развитой экономикой этот сектор куда менее прибылен, чем в развивающихся или откровенно бедных. Сравнение доходов петербургских коммерсантов с зарубежными коллегами вообще показывает ряд любопытных закономерностей и тенденций

Попытка определить среднего

В апреле 2016 года Правительство РФ изменило критерии отнесения субъектов бизнеса к категории МСБ, отказавшись от выручки в пользу дохода. При этом кабмин повысил предельный уровень доходов микропредприятиям до 120 млн, малым – до 800 млн, а средним – до двух миллиардов рублей. Цифры солидные: в реальности о таких деньгах большинство коммерсантов могут только мечтать.
Самый многочисленный сектор в Петербурге – микропредприятия (средняя численность работников до 15 человек), будь то ИП или юрлица. По приблизительным оценкам Ресурсного центра малого предпринимательства России, доходы микропредприятий торговли и обрабатывающих производств почти в половине случаев соответствуют средним заработкам, которые фиксируются в этих отраслях. Однако показатели по Петербургу вывести довольно сложно – слишком разнятся виды торговли и производства.

Из-за растущего сегмента мелких арендодателей, пользующихся системой Airbnb, деньги в сфере недвижимости также оказались не слишком большими. Средний показатель здесь едва ли превышает 50-80 тысяч рублей, даже с учётом того, что малые отели и хостелы способны очень хорошо зарабатывать за сезон.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в транспортной сфере, где всё большее число ИП занимаются мелким извозом через популярные агрегаторы. Таксист в системе Uber ежемесячно зарабатывает около 60-80 тысяч рублей, что на 30-40 % выше, чем средний доход водителя.

Строительная отрасль слишком непрозрачна, чтобы судить о реальных доходах микропредприятий. К тому же, здесь много теневых игроков. Эксперты Ресурсного центра полагают, что строительные компании подобного формата более чем в половине случаев имеют в месяц не более миллиона рублей.

США

Бюро статистики труда США дает обобщённые цифры доходов микропредприятий и самозанятых граждан – как в среднем по стране, так и по отдельным штатам. Здесь работают 28 миллионов малых предприятий (они соответствуют российским микропредприятиям) и более 22 миллионов самозанятых (nonemployer). У первых средний доход по стране варьируется от $100000 до $1.0 млн в год. У nonemployer он составляет всего лишь $44000. Интересно, что это меньше, чем средний доход американца ($56200 $ за год).

Другое статистическое ведомство – Бюро экономического анализа – представляет картину по отдельным отраслям. Оказывается, в секторе транспорта и строительстве ситуация частично напоминает петербургскую, если учитывать самозанятых. Их доходы где-то на 20-30 % выше, чем средние заработки по США в этих сферах – $74000 и $79000 долларов соответственно.

Чуть выше доходы nonemployer в общепите и кустарном производстве (110-120 % среднего заработка по стране). Но им всё равно далеко до тех, кто специализируется на рынке недвижимости (130-170 % среднего заработка). Представителям мелкой торговли остается этим показателям только завидовать (60-70 %).

Стоит учитывать, что в торговле, строительстве, операциях с недвижимостью, на транспорте и в ресторанном деле американские микропредприятия и самозанятые дают не менее половины рабочих мест и оборота.

Восточная Европа

США – богатая страна, американский ВВП на душу населения (по номиналу) более чем в шесть раз выше отечественного. Другое дело некоторые страны Восточной Европы, где российское отставание не такое сильное.

Ситуацию с малым бизнесом в Польше отслеживает Центральное статистическое управление. По его данным, средний доход компаний, подпадающих под наши нормы микропредприятий и самозанятых, почти в два раза превышает среднюю зарплату по стране, которая составляет 4158 злотых или 990 евро. При этом Spolka z ograniczona odpowiedzialnoscia (аналог российского ООО) имеет годовой доход в среднем около 200 тысяч злотых (47,5 тысяч евро). Польское микропредприятие торговли зарабатывает за год около 114 тысяч злотых (27 тысяч евро), а в строительстве и общепите более 252 тысяч (60 тысяч евро).

Латвия достигла неплохих показателей в развитии предпринимательства. Рейтинг Doing Business за 2017 год отводит ей высокое 14-е место (РФ находится на 40-м). Центральное статистическое бюро этой страны фиксирует более 80 тысяч микропредприятий в одном только сельском хозяйстве. Чаще всего они создаются вокруг хуторов и принадлежат одной семье. Средний годовой доход такого дела за прошлый год составил скромные 16700 евро. Это почти в два раза выше, чем средняя зарплата по стране и почти в три раза выше, чем заработок в сельском хозяйстве. В сферах обслуживания, недвижимости и торговле средние доходы латвийского малого бизнеса оказались меньше: 11800 евро, 13400 евро и 12400 евро соответственно.

Более скромные цифры выдает Статистическое управление Сербии. Малого бизнеса в балканской республике не так уж и мало: сербское Агентство по реестру хозяйственных субъектов (Aгенциjа за привредне регистре, APR) указывает на 238 тысяч компаний и отдельных предпринимателей. При этом Статистическое управление фиксирует средний доход малого бизнеса на уровне 540 тысяч сербских динар в год (это около 4500 евро).

На юге бывшего СССР

Узбекская служба статистики сообщает, что в Узбекистане существует 238 тысяч малых предприятий и индивидуальных предпринимателей – это не много, если учесть, что здесь живет более 28 млн человек. При этом по некоторым отраслям доля малого бизнеса превышает 50 %, например, в строительстве и на транспорте. В сельском хозяйстве субъекты малого бизнеса дают почти 100 % валового продукта.

Тем не менее, высокими доходами узбекские предприниматели похвастаться не могут. Местные СМИ любят писать о достижениях национальной экономики и о поддержке предпринимательства. Но сухая статистика указывает на более чем скромные цифры: средний доход ИП в 2016 году составил 8 040 000 сун или 120 тысяч рублей. Если говорить о сельском хозяйстве, то данная цифра оказывается почти в два раза меньше (4 567 000 сун или 68 тысяч рублей). Куда выгоднее заниматься торговлей: малые предприятия этой отрасли зарабатывают в год более 35 108 000 сун или более полумиллиона рублей. Если учесть, что узбекский ВВП на душу населения не превышает 2122 долларов США (то есть он почти в четыре раза меньше российского – $8928), то невысокий уровень доходов легко объяснить.

Сравнения с другими странами показывают интересную закономерность: везде малый бизнес наиболее активно занимается мелкой торговлей, но в странах с развитой экономикой он куда менее прибылен, чем в развивающихся или откровенно бедных. Чем выше ВВП на душу населения, тем выгоднее заниматься обрабатывающим производством и сельским хозяйством. Ещё одна тенденция – это влияние на предпринимательские доходы ресурсов типа Airbnb и Uber, которые особенно заметно меняют сферу услуг в больших городах, таких, как Петербург.

Борис СУДАКОВ