Ярмарки поменяли понятия

Городской парламент принял в первом чтении проект закона «О внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга в сфере организации ярмарок на территории Санкт-Петербурга». По мнению экспертов, наряду с рядом спорных моментов, которые можно скорректировать путем внесения поправок, проект содержит ряд концептуальных недочетов, требующих переработки

Так, проект существенно меняет понятийный аппарат ныне действующего Закона Санкт-Петербурга. В частности, вводятся понятия «регулятор ярмарок» и «оператор ярмарки».

«Оператор ярмарки – индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, ответственное за организацию ярмарки выходного дня (региональной ярмарки) на основании договора на право выполнения функций организатора ярмарки…»

Интересно, что такой вид договора не предусмотрен в Гражданском кодексе РФ. Скорее всего, речь может идти о заключении между организатором ярмарки (исполнительным органом власти) и оператором ярмарки либо договора поручения, либо договора возмездного оказания услуг, каждый из которых порождает свои нюансы в ходе реализации. Но их объединяет одно – необходимость оплаты по договору.

Размер этой платы, видимо, должен быть одним из критериев конкурса, проводимого регулятором ярмарок по выбору оператора. Не определены лишь источники оплаты, в качестве которых, в отсутствие бюджетных обязательств, могут выступать лишь доходы, полученные от участников ярмарки. Но тогда придется признать денежные средства, которыми распоряжается организатор с целью оплаты услуг оператора, доходами органа власти от предпринимательской деятельности, связанной с организацией ярмарок, со всеми вытекающими негативными последствиями. Или предполагается, что оператор, выполняя функции организатора, сам себе оплатит свои услуги из выручки? А если вообще не предусматривать оплаты по этим договорам, то тогда трудно будет найти оператора.

Кроме того, в проекте закона необходимо закрепить невозможность совмещения одним органом власти функций регулятора и организатора, а также определить: выполнение каких конкретно функций организатора следует передать оператору. Стоит ли позволять оператору бесконтрольно устанавливать размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи на ярмарке и также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли, определять режим работы ярмарки. Все эти функции поименованы в статье 11 федерального закона о торговле за организатором ярмарки. И зачем тогда вообще нужен организатор? Какой орган власти будет отвечать перед жителями за организацию такой ярмарки? Регулятор будет возлагать ответственность за действия оператора на организатора, а тот – на регулятора, который обязал организатора заключить договор именно с этим оператором, как с победителем проведенного регулятором конкурса.

Такая система организации ярмарок нежизнеспособна, требует существенной переработки.

Также в пункт 2 статьи 3 вносятся изменения, совершено необоснованно и существенно сужающие в Санкт-Петербурге, по сравнению с Российской Федерацией, экономическое пространство ярмарочной деятельности до одной формы – «в», то есть внутри, нестационарных торговых объектов (НТО).

Но даже с использованием НТО ярмарки в Санкт-Петербурге почему-то нельзя будет проводить в принадлежащих городу зданиях, строениях, сооружениях, а только на земельных участках. Обязанность проводить ярмарки «в НТО» «отсечет» от участия в них всех, использующих оборудование для разносной торговли или вообще не использующих НТО, что отразится на конечной цене товаров, увеличив затраты участников. А к участникам, вообще не использующим НТО или использующим только средства разносной торговли, в большинстве относятся граждане, ведущие личные подсобные хозяйства или занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством, члены фермерских хозяйств. То есть те, за которыми в Москве, например, закреплено 70 % торговых мест на ярмарках выходного дня по группе товаров «Овощи – Фрукты».

Остальным же придется обзавестись онлайн ККМ, так как ярмарочная торговля с использованием павильонов, киосков, палаток не освобождает от их применения, а операторам ярмарки – обеспечить подключение к интернету.

Но и на этом проблемы не заканчиваются. В связи внесенными почти год назад изменениями в постановление № 1045, в качестве НТО, могущих обеспечивать проведение ярмарок, определены только павильоны, киоски, палатки. Хотя трудно себе представить ярмарки, проводимые «в» киоске и «в» палатке. Таким образом, средства развозной торговли (автолавки, автоприцепы и т.д.) также не смогут быть использованы при проведении ярмарок.

Вызывает недоумение настойчивость исполнительных органов власти Санкт-Петербурга в увязывании организации ярмарочной деятельности со схемой размещения НТО. Еще два года назад в приложенных для руководства в работе органов власти субъектов Российской Федерации к письму от 3 марта 2015 года N ЕВ-3949/08 Минпромторга РФ «О дальнейших мерах по развитию ярмарочной деятельности» Методических рекомендациях указывалось, что «ярмарочные площадки (ярмарки) не включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов, формируемую в соответствии со ст. 10 Закона о торговле».

Эта же сентенция заложена в разработанных Минпромторгом РФ изменениях в закон о торговле. Она же реализована на практике, например, в Москве и решает важную задачу. Путем организации ярмарочных площадок освобождает участников ярмарочной деятельности от необходимости решения земельного вопроса.

Проект закона вводит новый вид государственной услуги – выдача разрешений на использование земель или земельного участка без их предоставления и установления сервитута. Поскольку речи о платности данной услуги в проекте закона не идет – эту новеллу следует приветствовать. В соответствии с Земельным кодексом РФ плата за использование земли может взиматься только в форме арендной платы или налога на землю. Поэтому использование земли для целей, указанных в ст.39.33 ЗК РФ, на основании разрешения является бесплатным, что существенно снижает затраты участников ярмарочной деятельности по сравнению с договором на размещение, по которому плата взимается за право использования земли.

Но в этом случае встает вопрос о правомерности введения проектом закона практически запретительного механизма организации специализированных (универсальных) ярмарок, организуемых не исполнительными органами власти, право на использование земли, для проведения которых можно получить только на основании договора на размещение после проведения аукциона. Возможно, целесообразно поставить вопрос об исключении из проекта закона этих видов ярмарок ввиду их явной неконкурентоспособности.
Представляется необходимым рассмотреть целесообразность дополнения проекта закона новеллой о принципах организации торговой деятельности при проведении иных, сходных с ярмарками, разовых публичных мероприятий – фестивалей, выставок-продаж, концертов, иных праздничных мероприятий. В отсутствие такого правового регулирования существует вероятность организации ярмарок без учета положений данного проекта закона под видом проведения вышеуказанных форматов.

Сергей ЗАГРЕБА, экс-начальник управления государственного регулирования потребительского рынка КЭРППиТ Санкт-Петербурга