Здоровое питание проникает внутрь нас

За три месяца предприниматель открыл четыре магазина под вывеской «Правильное питание». Общие вложения – 15 млн рублей. В планах – производство диетических продуктов под собственной маркой.

– Когда договаривались об интервью, вы сказали, что «славу богу, ушли из общепита», продав бизнес в сети ресторанов «Васаби» и «Розарио». Почему «славу богу»?

– Сейчас наступило, условно назовем, время шеф-поваров. Профессионалы в своем деле открывают собственные заведения: менеджеры или повара – ресторан, бармены – бар. И некоторые успешно начинают конкурировать с ресторанными сетями. Мне же захотелось заняться чем-то новым и востребованным. В начале двухтысячных я видел свою задачу в продвижении японской кухни – тогда это был самый растущий рынок. Теперь такие же дела обстоят с диетическими товарами.

– В этот раз тоже смотрели на опыт Москвы?

– Не совсем. Столица недалеко ушла. Петербург находится почти в равной ситуации: чаще всего диетические продукты продаются через интернет. Потому что выдержать арендные ставки не всем под силу. Наша задача – переместить диетические магазины в оффлайн, потому что в реальности можно взглянуть на продукт, потрогать его.

Хотя приходят различные отчеты по тому времени, сколько покупатели проводят на нашем интернет-магазине. У меня просто не хватило бы терпения. Например, недавно одна бабушка заказала воду из Карловых Вар. Понятно, что проще дождаться доставки, когда нужно поднять 19 литров на 9 этаж.

– Учитывая кризис, разве много тех, кто готов тратиться на диетические продукты?

– Более чем. Большинство диетических товаров можно назвать экономичными. Произведены они в России, на полках наших магазинов «Правильное питание» таких более 70 %. Поэтому средний чек составляет 500 рублей. Конечно, если вы захотите мед в обычном пластиковом ведерке, а не в сувенирном.

Всего мы выделяем три категории наших клиентов: первая – диабетики, люди с непереносимостью глютена или другой аллергией. Одна из сотрудниц нашей сети магазинов – диабетик первого типа. Она составляет идеологию по закупкам товаров для диабетиков – получается 200 позиций. Есть продукты, в которых ноль калорий и сахара. Просто они американские, поэтому и ценник довольно высокий. Насколько мне известно, вообще в городе 8 тысяч диабетиков первого типа, второго – 150 тысяч.

Следующая категория – те, кто ведет здоровый образ жизни или занимается йогой. Третья – вегетарианцы. Например, в первый день работы одного из наших магазинов мы распродали партию вегетарианской колбасы (15-20 палок) за два часа.

К тому же у населения все больше тяга к домашней кулинарии. В 90-е и двухтысячные люди хвастались, что едят в ресторанах. Сейчас они идут в наши магазины, а далее к плите. Причем тренд не только среди женщин, но и среди мужчин.

– Какие были вложения в новый бизнес?

– Открытие один магазин стоит 3 млн рублей, один миллион на продукты. Мы уже создали 4 такие торговые точки. По нашим расчетам, нужно два года, чтобы затраты окупились. Вообще же городу необходимо всего 150-200 таких магазинов.

И тут вовсе не идет речь о конкуренции с крупными торговыми сетями. Мы делаем ставку на те продукты, которых покупатель еще не видел. Этот товар и привозим. Всего в наших магазинах собрано 2500 позиций, которые позволяют петербуржцам ежедневно правильно питаться.

– По вашему мнению, нужно два года на «раскачку»?

– Посмотрите, два года назад были одни шоколадные батончики. Сейчас бум на пастилу без сахара, мюсли – они продаются даже в книжных магазинах и на бензоколонках. Здоровое питание проникает внутрь нас – просто это не все замечают. При этом бизнес не легкий – он очень долго раскачивается. Независимо от рекламы, должно пройти время.

Сейчас в России становится все больше небольших производств диетических продуктов. Но из-за того, что они маленькие, то найти их и договориться о поставках очень трудно. А выйти в торговые сети им не хватает ни денег, ни товара.

– Как вы их ищите?

– Через интернет и соцсети. Вообще в нашей стране популярно производство таких продуктов. Например, в Алтайском крае и Новосибирской области немало компаний, продающих кедровые орехи и льняное масло, в Забайкалье – различные травы, на Кавказе – пастила, урбечи, чай. Если говорить о пчеловодстве, то оно хорошо развито в Алтайском крае и Башкирии. В Сибири созданы очень интересные линейки продуктов для детей, на основе пантов маралов, с черникой, облепихой, кальцием, рыбьим жиром. Постепенно производители начинают все это правильно и красиво упаковывать.

– Вы сами планируете заняться производством?

– На следующий год запланировано производство под собственной торговой маркой. Каких товаров – сложно сказать, пока не проводили анализ. Но основная мечта – вновь вернуться в общепит с диетическими кафе и ресторанами. Спектр — огромный. По сути, мы сейчас открываем магазины «шаговой доступности».
Беседовал Алексей СТРЕЛЬНИКОВ