Наш человек в Таиланде

Вилла с видом на море
«Здесь, в Питере, я получаю в среднем 50 тысяч рублей. Это малая часть от заработка на острове», – объясняет, поглядывая в зеркало заднего вида, таксист-частник Михаил.

Не первый год он колесит по улицам Северной столицы, но как только начинается сезон отпусков, 30-летний «колонист» улетает в Камбоджу. А там пересаживается на мопед в поисках свободной недвижимости.

Клиентов Михаил ищет через соцсети и другие ресурсы. В основном интерес проявляют французы и китайцы, иногда звонят россияне, но «кризис, видимо, многих оставляет дома». Ему и самому приходится часто возвращаться на родину – чтобы покрыть долги, которые копятся во время командировок.

«Заработок получается разный. Как-то приехал на китайский Новый год, когда был огромный наплыв туристов. Сдавал виллу семье китайцев из восьми человек. Они прожили в доме 22 дня, а я заработал 1,5 тыс. долларов, – восторженно вспоминает собеседник «Новостей малого бизнеса». – Иногда получалось взять всего 100 долларов с объекта. Но зато у тебя появляются постоянные клиенты».

В низкий сезон небольшая студенческая комната с кондиционером в лучшем случае стоит 14 тыс. рублей в месяц. Домик с бассейном и всеми благами обойдется за тот же период уже в 60 тысяч. Особенно в цене домики на возвышенностях и горах – предполагается, что разрушений от потенциального цунами там будет меньше. По словам предпринимателя, в Таиланде еще хорошо помнят 2004 год, когда почти в каждой семье кто-то погиб.

Осенью Михаил собирается окончательно разобраться с домашними делами и навсегда перебраться на «Жемчужину юга». В планах – купить гидроцикл и включить водные прогулки в дополнительный пункт своего бизнеса. А там, возможно, обзавестись паспортом и собственной виллой с видом на море.

На гребне волны
Выходец из северного района Петербурга Дмитрий Забула осуществил мечту в середине 2000-х. Начинал дело наравне со спортивным увлечением – серфингом. Окупать затраты на доску и инвентарь позволял турбизнес: вместе с другом Андреем Черносвитовым он развозил серфингистов-любителей по всему миру. Но однажды прилетел на Бали и «поймал самые лучшие волны на свете». С того момента для него это место – дом.

На острове вместе с компаньонами Дмитрий основал русскую серфинг-школу EndlessSummer, вложив в нее 250 тыс. долларов, десять тысяч из которых ушло на оформление документов.

Бюрократия – бизнес местных властей. Почти каждая бумага, вспоминает собеседник, оплачивалась отдельно. В итоге в аренду было взято помещение 200 кв. метров, кафе на 40 мест и мини-гостиница. В год получается обслуживать в среднем 150 тысяч человек. Курс с проживанием на пять дней для одного клиента обойдется в 220 долларов.
«На Бали сейчас очень высокие цены на недвижимость и рынок не активный. Последние годы все невероятно росло и нынче стоит дороже некуда. Поэтому сделок мало, а гостиниц – чересчур много, – констатирует предприниматель. – После истории с обвалом рубля мы стали ориентироваться не только на русских. Процент иностранцев у нас вырос с 5 до 35 примерно».

Камбоджийская правда
В Камбодже отличный климат, в том числе предпринимательский. Одна беда – мины. Заряды сохранились после 30-летней гражданской войны, рассказывает Максим Картунчиков. Но местные научились справляться с этой напастью – большинство опасных точек нанесено на карты.

В Сиануквиле Картунчиков основал строительную компанию и русскоязычную газету «Камбоджийская правда». Издание, где раньше рекламировалась построенная недвижимость, пришлось заморозить. А вот другое направление бизнеса – строительство– процветает.
«Оформить земельный участок в Камбодже разрешается только на гражданина этой страны, – объясняет Максим. – Тогда у меня родилась идея многоквартирного дома, где такие же, как я, иностранцы могли бы приобрести жилье. За последние два года сюда пришли китайские инвесторы, но они работают, как правило, на своего, китайского клиента. Для европейцев и русских почти никто не строит».

Землю он оформляет на камбоджийского партнера по бизнесу, а строителей набирает среди местных жителей. Инвестиции в дома частично окупаются – половина квартир в трех домах уже распродана.

Квартиры-студии продаются по цене от 25 тыс. до 30 тыс. долларов. Большая квартира уходит за 55 тыс. долларов, а пентхаус на крыше площадью больше 102 кв. метра – за 70 тыс. долларов.

Максима на его новой родине все устраивает. Только у этого края есть одна особенность – по ментальности она очень похожа на Россию. Кхмеры тоже не очень любят работать, смеется он.

Экзотические декорации
Режиссер Ксения Виноградова, которая недавно запустила интернет-сериал о судьбе петербургского малого бизнеса «Это Питер, детка!», в период обвала рубля почти полгода прожила между Таиландом и Камбоджей.

«Это хорошее место для развития бизнеса, очень много свободных ниш, – вспоминает Ксения. – Там ничего не надо придумывать. Достаточно взять идею, которая уже существует у нас, и реализовать. Например, на Пхукете один из украинцев развивает сеть терминалов по оплате мобильных».

По словам режиссера, в Камбодже растет русская диаспора, где спроса больше, чем предложения. И англоязычные жители не способны удовлетворить его.

«Когда я жила месяц в Сиануквиле, успела немного подзаработать. Для русскоязычных проводила фитнес-тренировки. На организацию занятий потратила всего 1,5 доллара. Заработала, правда, тоже немного: на аренду жилья вряд ли хватило, но оплатить себе пропитание могла бы. Через две недели меня уговаривали остаться: предлагали бесплатно зал для занятий и оборудование», – рассказала собеседница «Новостей малого бизнеса».

Соотечественники, сколачивающие бизнес в экзотических странах, превращаются из объекта туризма в субъект, становятся своего рода маленькими турфирмами, считает заместитель директора Российского союза туриндустрии Павел Румянцев.

«Сегмент россиян, которые работают в Таиланде или Египте, вырос значительно. И они сильно зависят от туристического потока из России, чем наоборот, – говорит Румянцев. – Почему туда едут работать? Дело не в бизнес-климате. Не думаю, что в Юго-Восточной Азии он лучше, чем у нас. Скорее, это просто любовь к экзотике и способ заработать, чтобы затянуть свой отпуск подольше».

Однако ко всякой экзотике со временем привыкаешь, уверен эксперт.И когда приходят финансовые проблемы, то немногие остаются там надолго. Как это уже произошло в прошлом году с дауншифтерами, напоминает он.