«Платон» малый бизнес укрупнит?

Ситуацию на петербургском рынке после зимних протестных драм, председатель совета профсоюзной организации грузоперевозчиков по СЗФО «Дорога жизни» Александр Расторгуев характеризует кратко: «Частники практически все стоят – уже почти три месяца».

В столице, где в декабре был организован протестный лагерь дальнобойщиков, рынок оживает немного быстрее. Как рассказал «Новостям малого бизнеса» Олег Кругликов, некоторые водители уже выходят на линию из-за нехватки денег.
В большинстве своем работающие на рейсах москвичи и петербуржцы с серьезными штрафами пока не сталкивались. Отчасти это объясняется слабым контролем и отсутствием приборов, с помощью которых «Платон» ведет учет за отклонившимися от курса. В Петербурге такие приборы появятся в двадцатых числах февраля, пока, к счастью водителей, они достались не всем. Поэтому сейчас они передвигаются по дорожным картам.

Карты, по словам Олега Куликова, выдают в основном в Северной столице, Москве и в соседних регионах. Урал, Сибирь и Дальний Восток пока их не получили. Интересно, что крупные компании, такие как «Деловые линии» и «Магнит», по словам главы «Дороги жизни», приборами обзавелись. Но пользоваться ими не спешат.

«Формально все получено. На самом деле они их просто бросают в бардачок и не подключают. Видимо, эти сети пока не проверяют», – предполагает Александр Расторгуев.

Впрочем, и с дорожными картами, которыми водители пользуются вместо «платоновских» приборов, картина схожа: частники покупают их, а по прибытии в столицу аннулируют. Ту же операцию проделывают на обратном пути. Пока отсутствуют на дорогах и рамки, считывающие показания приборов. Одна из них стоит на выезде из Москвы. Другие – в Рязанской и Калужской областях, на федеральных трассах. На этом средства оперативного контроля заканчиваются.

ЖЕСТКАЯ АРИФМЕТИКА
Впрочем, петербургские дальнобойщики осознают, что полурасслабленное состояние продержится недолго. А точнее, пока «Платон» не распространит средства контроля на всю страну и не вступит в свои финансовые права. Произойдет это, скорее всего, уже к середине ноября. Именно этот порог многие владельцы большегрузов перешагнуть не смогут.

В среднем дальнобойщик, который возит грузы по маршруту Петербург – Москва, за год «накатывает» сто тысяч километров. Если умножить их на 3,06 рубля, получится сумма, за вычетом которой работать бессмысленно — 306 тысяч надо отдать «Платону».

«И даже если поверить обещаниям по отмене транспортного налога, то существенно потери не изменятся, – констатирует Расторгуев. – К тому же, не надо забывать о расходах на топливо, техническое обслуживание, колесах, штрафах».

Более детальный расклад по затратам и доходам Олег Кругликов предлагает рассмотреть на другом маршруте Санкт-Петербург – Новосибирск.

Расстояние между городами составляет около четырех тысяч километров. Отвезти груз в столицу Сибири и вернуться домой – плюс восемь тысяч километров на спидометре. Максимальная ставка по этому маршруту составляет 40 рублей за километр (вместе с НДС). Средняя – 35 рублей. На обратном пути ставка снижается и составляет уже около 17 рублей. Таким образом, в среднем на весь маршрут выходит 26 рублей за километр. Или 208 тысяч рублей на восемь тысяч километров.

Из этих денег нужно отдать зарплату водителю (в среднем она составляет четыре рубля за километр, итого 32 тысячи), расходы на топливо (в среднем, 98 тысяч на весь маршрут). В результате, на руках у предпринимателя остается 78 тысяч рублей. Из них вычитаем расходы на техническую часть (обслуживание, ремонт) – это в среднем 3 рубля на километр или 24 тысячи рублей.

Обычно какая-то сумма закладывается на штрафы, потому что они практически неизбежны. Но если представить, что водителю крупно повезло, то в сухом остатке у предпринимателя на руках оказывается 54 тысячи рублей. Из этой суммы надо заплатить «Платону» по 3.06 руб­ля за километр. В данном случае – почти 25 тысяч. Получаем 29 тысяч рублей – это доход на одну машину, на один рейс.

По маршруту Петербург – Новосибирск поездка туда-обратно занимает около двух недель. То есть два рейса в месяц приносят частнику около 58 тысяч дохода. Из этих денег нужно отложить 15 тысяч рублей на налоги.

В итоге 43 тысячи рублей – чистый доход. Заработать их предприниматель сможет, если обойдется без поломок и штрафов, при условии, что машина не взята в лизинг. Лизинговые платежи на самое доступное авто будут составлять не меньше 30 тысяч рублей. Так что на выходе сумма с одного рейса может оказаться равной зарплате уборщицы.

«МАГНИТ», ПЕНСИЯ ИЛИ ЗАГРАНИЦА
Чтобы понять, какие перспективы ждут индивидуальных предпринимателей, надо учитывать, что самые распространенные в этом бизнесе – тентованные фуры. В них возят обычные грузы, но не продукты (это отдельная ниша, там используют рефрижераторы, поэтому на данном рынке действуют в основном крупные игроки, типа «Магнита»; мелкие частники на перевозку продуктов даже не претендуют). Теоретически выбор у них простой – платить или уходить.

В результате, самая очевидная перспектива ИП – это укрупнение бизнеса в сфере грузовых перевозок, которое произойдет, как только «Платон» вступит в свои права. По словам самих дальнобойщиков, рынок перейдет под контроль крупных компаний, которые отберут его от тех, у кого в парке до десяти машин.

Кстати, этот процесс уже отчасти происходит: многие дальнобойщики сегодня продают машины, из-за чего цена на них сильно упала и компании покрупнее скупают фуры за бесценок.

Очевидно, что какая-то часть водителей уйдет работать на большие фирмы. Тот же «Магнит» лишь на 30% покрывает свои потребности в перевозках за счет собственного парка. Все остальное – привлеченный транспорт. Другими словами, укрупнение бизнеса может пойти приблизительно по той же схеме, что в строительстве или в туризме. Формально водителям есть куда уйти, поэтому социального взрыва в случае запуска на полную мощность «Платона» не случится.

Для тех, у кого машин чуть больше, но конкурировать с крупными компаниями невмоготу, существует еще один вариант – перевести бизнес за границу. Путь это сложный и трудный, но если сначала нацелится на трансграничные перевозки Европа – Россия, а потом попытаться зарегистрировать свою компанию в Европе, то призрачный шанс есть.

ОТДАЛИ НА ОТКУП
На фоне временного затишья на рынке перевозок, скандал разгорается уже в Дорожном фонде Петербурга и Ленобласти. Как пишет «ДП», именно эти ведомства недосчитаются почти двух миллиардов рублей в связи с обещаниями Правительства РФ отменить транспортный налог для автомобилей тяжелее 12-ти тонн. Любопытно, что с требованием о компенсации выпадающих расходов за счет «Платона» в Белый дом обратились ряд субъектов РФ. Судя по всему, такое обращение готовится и в Смольном.

Особенно опасаются либерализации «Платона» в Росавтодоре, который в 2016 году сократит расходы на строительство дорог на 30,7%. По данным коллег, уменьшаются бюджеты и Комитета по транспортной инфраструктуре Смольного (на 2,2 млрд рублей), и расходы на дорожное строительство в Ленобласти. Правда, ряд субъектов уже попросили Кремль компенсировать будущие налоговые потери. Если регионам пойдут навстречу, то потери в результате передачи дальнобойщиков на кормление Игорю Ротенбергу (ему на 50 % принадлежит оператор «Платона» – РТ-Инвест Транспортные Системы, а остальные 50 % принадлежат государственной корпорации «Ростех») оплатят налогоплательщики. Правда, облегчить дальнобойщикам техническое пользование многочисленными приборами контроля решили в Министерстве транспорта. Там подготовят изменения, позволяющие использовать единую систему в рамках «Платона». Как отмечается в уведомлении, «количество бортовых устройств на транспортном средстве доходит до 6 штук. Реализация проекта постановления позволит производителям навигационного оборудования предложить перевозчикам единое бортовое устройство».

Отметим, что сегодня в «Платоне» зарегистрировано 123 тысячи владельцев грузовиков, в парке которых около 650 тыс. машин. С 15 апреля регистрация дальнобойщиков в системе «Платон» станет обязательной.
Борис КОВАРДИН