Лаборатория в шлеме

НА ПОРОГЕ РЕВОЛЮЦИИ
Сделка стала настоящим ударом для армии поклонников Oculus. Еще в 2013 году, собрав под продвижение «виртуальных очков» 2,5 млн долларов на краудфандинговой платформе Kickstarter, чистые сердцем энтузиасты увидели в лице Палмера Лаки почти Че Гевару, сумевшего воплотить революционную IT-идею при поддержке «снизу». И хотя обе серии разработанных им очков были небезопасны и нуждались в настройке под каждого пользователя, даже разработчики игр отказались от сотрудничества с «опопсевшими» изобретателями.

Другое дело, рынок IT-технологий. Крупные компании внезапно стали проявлять повышенный интерес к этому достаточно дорогому продукту (первоначально очки стоили 50 тысяч рублей), который, правда, нуждался в конкретной доработке и удешевлении.

«Раньше мы получали информацию с помощью телевизора, потом по iPad и iPhone. Мы видели картинку, снятую в «прямо­угольник» цифровой камеры. Сегодня же формируется принципиально новая технологическая цепочка, параллельная «классической» видеоиндустрии, ведь шлем виртуальной реальности – это иное устройство воспроизведения! Он требует специального, панорамного видеоконтента и, соответственно, других средств записи такого видео», – говорит Денис Столяров, ведущий инженер Центра дизайна и мультимедиа Университета ИТМО, руководитель проекта «Video360Production.com» с четырьмя представительствами – в Санкт-Петербурге, Москве, Риге и Брюсселе.

На базе Центра дизайна и мультимедиа Факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО группа российских разработчиков под руководством Столярова занимается разработкой будущей инфраструктуры виртуальной реальности. Начиная от создания собственного шлема и программного обеспечения до конструирования моделей видеокамер для панорамной съемки видео 360 и вывода проекта на коммерческие рельсы.

ОТ ПИТЕРА ДО РИГИ
Любопытно, что коммерциализировать виртуальный продукт в России за последний год пытались несколько компаний, эксплуатируя в основном игровое направление.

Пока, правда, виртуальный «игорный бизнес» и его франшиза никому не принесли баснословных прибылей.
Год назад Денис Столяров вложил немало собственных средств в исследование, разработку и создание программного обеспечения технологии будущего. Первая площадка, на которую вышла его команда, тоже была связана с миром развлечений.

В ноябре 2014 года, в рамках акселерационной учебной программы ABRT-Mangrove­CEOCamp 2.0 разработчики запустили аттракцион виртуальной реальности в торговых комплексах Санкт-Петербурга и Риги. Ожидаемых прибылей проект не показал: интерес к виртуальным играм подобного формата довольно быстро стал падать.

«В целом, существуют разные модели работы с игровым сегментом, – рассказал разработчик «Новостям малого бизнеса». – Для начала можно арендовать 2-3 метровую площадь в ТК (тридцать тысяч рублей в месяц), нанять волонтера (15 тысяч в месяц). Разумеется, рабочие дни «вылетают» сразу – ставки нужно делать на выходные и праздники. Когда мы начинали, одна игра в шлеме виртуальной реальности стоила 200 рублей, потом 150, 100. А затем все выдохлось. В Риге поток людей оказался меньше, чем в Санкт-Петербурге. Были контакты с ТК «Галерея» в Лаппеенранте. Выяснилось, что финны посещают магазины скорее для покупок, чем для развлечений».

Вторая модель – работа на культурно-массовых мероприятиях (например, на Рождественской ярмарке). В январе 2015 года здесь можно заработать, с учетом аренды и оплаты оператору, до 6-7 тысяч рублей в день.

В итоге, проект не окупил себя. К тому же показался не слишком интересен петербургским инноваторам. Направление закрыли.

В ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР
НА ТАНКЕ

«Когда мы начали работать над контентом для очков виртуальной реальности, то, прежде всего, смотрели на потребителя услуги. Один из первых полноценных кейсов, который у нас сложился – это запись музыкальных концертов на видеокамеру 360», – вспоминает Денис Столяров.

Чтобы ощутить эффект присутствия, достаточно смартфона со специальным приложением – приложение надо запустить, а затем вставить мобильное устройство в гарнитуру виртуальной реальности. Впрочем, эта бизнес-история пока не столько про зрителя, сколько про самих музыкантов: как правило, они и выступают заказчиками уникальной архивной видеосъемки.
«Здесь мы работаем по нескольким схемам. Например, снимаем три часа материала и сводим пятиминутный ролик с одной камеры – это стоит около 80 тысяч рублей. Если музыканты хотят получить всю 2-х часовую запись концерта в формате видео 360, то ценовой предел здесь 160 – 170 тысяч рублей», – рассказал собеседник «Новостей малого бизнеса».

Съемку видеоклипов команде удалось удачно «обкатать» на группе «Пикник». Эта группа традиционно объявляет краудфандинговые кампании на свои концертные туры. В последний раз, на программу «Большая игра», «Пикник» собрал около миллиона рублей на платформе Planeta.ru, в итоговые материалы вошли записи концерта в формате видео 360.

Как это ни удивительно, один из первых заказов на съемку «Video360Production.com» получило от оборонного предприятия. Перед разработчиками поставили задачу снять действия экипажа танка во время выполнения боевой задачи. Поместить обычную камеру в небольшой отсек оказалось технически невозможно, зато туда прекрасно поместилась портативная камера видео 360!

Другое перспективное направление команда разрабатывает в рамках сотрудничества с Агентством стратегических инициатив. С точки зрения разработчиков, предложенная технология съемки видео в формате 360 кардинально изменит подход к обучению. Например, используя «виртуальные очки», студенты медицинских вузов смогут с любого ракурса наблюдать за ходом операции, которую зафиксирует подвешенная над пациентом камера.

НА ПОРОГЕ РЫНКА
Пока полноценного рынка «виртуальных продуктов» нет ни на Западе, ни в России. Если не брать в расчет единичные случаи, то сегодня рынок представляет собой, скорее, разрозненные компании, без четких кейсов, потока клиентов, планов развития.

Как заработать большие деньги на продукте, бум которого вот-вот настанет? Этот вопрос пока открыт.

«Широкую известность виртуальная реальность получит через год-полтора, – говорит Денис Столяров. – С определенной долей уверенности можно говорить, что некоторые сегменты этой области полностью уйдут на откуп малому бизнесу.

Например, создание видео. Вероятнее всего, съемка видео 360 сегментируется по принципу студий, которые занимаются разработкой сайтов. Сайты сегодня делают все и никто одновременно, отрасль развалилась на много малых бизнесов. Зарубежные менторы такой сценарий предлагают нам как самый реалистичный».

За последний год серьезная конкуренция успела сложиться в области производства шлемов виртуальной реальности. Впрочем, и здесь, замечает эксперт, есть два полюса. Качественные устройства сегодня делают многие, но стоимость таких изделий начинается от пяти тысяч рублей. Будущим производителям придется также тяжело конкурировать с китайцами: те продают аналоги известных марок всего за 1000 – 1200 рублей.

Реализовывать шлемы можно почти по себестоимости, за 1400 – 1500 рублей, а зарабатывать на дополнительных услугах – такой вариант считают разумным в Центре дизайна и мультимедиа Университета ИТМО.

По словам Дениса Столярова, есть и третье направление, наверное, самое амбициозное: разработка и вывод на рынок нового устройства – видеокамеры 360. В Университете ИТМО вплотную занимаются этим вопросом, акцентируя внимание на оптической части камеры. Как рассказал эксперт, в данный момент также идут поиски партнера для создания электронной части – как в России, так и в США и Японии.

Бизнес-ангелов под этот проект в Университете ИТМО пока не ищут.
Яна ПЛОТНИКОВА
Фотографии предоставлены Центром дизайна и мультимедиа Университета ИТМО