Дело вкуса

Вместе со скромными одиночными фургонами энтузиастов рынок «еды на колесах» в СЗФО начали осваивать крупные игроки. Недавно о закупке сотни фуд-траков заявил известный ресторанный холдинг. Чем уличная торговля привлекает предпринимателей и почему не всегда оправдывает ожидания, выяснял корреспондент «РГ».
Когда речь заходит об уличной еде, первое, что приходит на ум, — ларьки у метро. В последнее время у жителей многих городов появилась альтернатива, которая неожиданно составила конкуренцию не только палаткам, но и традиционным кафе, — передвижные закусочные.
Идея переоборудовать машину в точку питания зародилась в США в середине прошлого века, с тех пор получила широкое распространение — в некоторых странах даже наладили выпуск специализированных фургонов. В Петербурге первые примеры появились пару лет назад. Теперь без автомобилей с быстрой едой не обходится ни одно городское мероприятие, а кроме того, проводятся целые фестивали с их участием.
Изначально продвигать такой вид торговли стали молодые предприниматели, нередко из числа студентов. Неудивительно, открыть такой бизнес гораздо проще, чем стационарное заведение. Все, что требуется: наличие машины и небольшие первичные вложения. Кроме этого, нет надобности в многочисленном персонале — для работы достаточно команды из трех — четырех человек.
— Наши финансовые затраты составили около 800 тысяч рублей. Мы превратили в ресторан старый почтовый фургон, когда-то развозивший письма в Германии. Меньшая часть денег ушла на его покупку, большая — на отделку внутри и снаружи. Теперь в машине есть полноценная кухня, бар, возможность подключения к электроснабжению. Все согласно нормативам, — рассказывает основатель одного из заведений Михаил Колтачихин.
В отличие от обычного ресторана торговцы «с колес» также существенно экономят и на закупке продуктов: как правило, их меню предполагает всего несколько позиций.
Специфика кухни при этом ничем не ограничивается: сегодня на улицах можно попробовать как привычные гамбургеры, так и блюда национальных кухонь.
Но главное достоинство таких заведений — мобильность, которая позволяет ежедневно менять локацию и работать в наиболее проходимых точках как большого города, так и села.
Конечно, все это привлекает множество сторонников. Так, один из международных холдингов сообщил, что готов вложить в автофургоны 20 миллионов долларов. Первые заведения «покатятся» по Москве и Петербургу, а срок их окупаемости составит всего два года.
Рестораторы уверены: внушительные цифры не избавят известный проект от подводных камней, подстерегающих в этом сегменте. А их, кстати, не меньше, чем плюсов.
Во-первых, мобильные рестораны не могут официально работать на городской территории. Если дело касается какого-нибудь фестиваля, то, заплатив за аренду организаторам, можно занять место на определенное время. Но встать, к примеру, на многолюдной улице по закону нельзя. Нужно брать территорию в субаренду, что совершенно невыгодно, да и не нужно курсирующему заведению. В противном случае неизбежны разговоры с полицией, которая сначала попросит кафе «свернуться», а при неповиновении выпишет владельцам штраф в несколько тысяч. Конечно, многие предприниматели игнорируют запрет, но это все равно некая «пороховая бочка» — спросить разрешение могут в любой момент.
К слову, несовершенством законодательства в этом отношении уже заинтересовались в столице, где популярный формат также не используется из-за сложностей с порядком размещения. По словам представителей минпромторга, изменения достаточно внести в закон о торговле, соответствующие поправки будут рассмотрены в Госдуме осенью.
Однако не исключено, что против таких нововведений выскажутся обычные кафе и рестораны: ведь припаркованные в непосредственной близости фургоны будут перехватывать клиентов буквально у дверей. С волной возмущения уже столкнулись в Европе, где позже были введены особые правила: владельцы машин должны заранее предупреждать рестораторов о своем прибытии, также им запрещено парковаться на расстоянии меньше чем 300 метров.
— В любом случае несложно организовать несколько специальных площадок по городу, где нам можно будет работать. Сейчас проекты приносят не такой большой доход, как хотелось бы, потому что они вынуждены быть сезонными. Активный период — весна — лето, пора фестивалей и других уличных мероприятий. В остальное время, как правило, наблюдается затишье, и приходится заниматься другими делами, — поясняет владелец одного из фуд-траков Илья Огородный.
Нужно сказать, что существующие сложности иногда заставляют проекты переориентироваться. Так, наиболее известные и прибыльные рестораны на колесах в последнее время трансформируются в стационарные заведения. Аренда небольшого помещения позволяет обеспечивать себя более стабильным доходом, сохраняя название и меню без изменений. Некоторые впоследствии отказываются от машин вовсе или используют фургоны только в теплый сезон в качестве вспомогательной опции. По мнению рестораторов, в ближайшее время количество производителей уличной еды будет продолжать расти, но, если законодательство не изменится, успешные проекты будут ориентированы именно на такой сценарий.

Тем временем

Эксперты неоднозначно отреагировали на инициативу минпромторга внести изменения в федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Согласно поправкам, механизированным транспортным средствам разрешается свободно торговать везде, где разрешена парковка, а также предлагается передать функции управления уличной торговлей от местных властей Госавтоинспекции. Так, по словам президента Санкт-Петербургского союза предпринимателей Романа Пастухова, такие меры могут привести к хаосу на улицах города и конфликтам между бизнесменами.

Инга Бугулова,
«РГ», №6819 (248)