Жизнь через кассу

Не хотите переоформлять земельные участки на нужных людей? Ваше дело, но работать вы здесь больше не сможете. По телевизору нам показывают заботливых начальников, которые призывают не «кошмарить» предпринимателей. Но все, что происходит сегодня в малом бизнесе – безумие. Оно не философское и не виртуальное. А реальное и материальное», – констатирует наш собеседник.

– Юрий, принято считать, что экономику из кризиса вытаскивает именно бизнес. На ваш взгляд, предпринимательский климат в Петербурге за год улучшился или ухудшился?
– Однозначно ухудшился. Мы, предприниматели, уже давно не работаем над качеством. Мы не анализируем торговую матрицу. Мы не следим за ценообразованием, не ищем продавцов, не развиваемся. Мы «разруливаем» вопросы с проверяющими, нелегалами, поборщиками, районной администрацией. Если в 2012 году я говорил – «дайте нашей компании другие объекты», то сегодня вектор изменился. Не надо нового. Оставьте хотя бы то, что есть.

– На встрече с Александром Абросимовым предприниматели отметили парадоксальное явление: после требования Президента оградить бизнес от «крышевания» и взяток, проверяющие зачастили на предприятия почти в эстафетном режиме. Это преувеличение?
– Сказать, что бизнес проверяют – не сказать ничего. Наш павильон на улице Савушкина проверили четыре раза за месяц. Две проверки прошли с разницей в одиннадцать минут. Первый раз они потребовали договор аренды. Вся информация о нас есть в РГИС, но, судя по всему, этой системой никто пользоваться не умеет. Нам выписали штраф. Через неделю проверка повторилась. Опять штраф. На третий раз мы принесли договор. Проверяющие очень расстроились. А потом обрадовались – заметили, что мы торгуем овощами, хотя основой вид деятельности предприятия – продажа мороженого. Показываем им дополнительное соглашение. Опять расстроились.
Наконец, выписали нам протокол из-за какой-то полочки и удалились. Все протоколы, отмечу, составлены одним почерком, но подписаны разными людьми. И это делают не ка­кие-то неграмотные чиновники. Это представители Комитета по вопросам законности и правопорядка Смольного.

– Они ведь не обязаны заявлять о проверках в плановом порядке, как прокуратура?
– Да, именно. И таких проверяющих много. В середине апреля наш другой объект, перед Балтийским вокзалом, посетил инспектор 2 отдела ЦОПАЗ ГУ МВД, некто капитан Попов А.Н. С ним был сотрудник УФМС. Они вошли в павильон, спросили у продавца правоустанавливающие документы. Продавец показал оригинал договора аренды. Полицейский изъял оригинал договора, после чего сообщил, что объект стоит незаконно. Повторюсь, мы есть и в РГИС, и в Схеме размещения.
Проверяющие сидели в павильоне три часа, потом приказали приготовить им напитки, хот-доги и другую выпечку. Отобедали на 550 рублей, естественно, не расплатились. Затем полезли на павильон, делать вид, что обесточивают объект. В это время я был в Краснодаре на форуме. Звонят и предупреждают – «или прямо сейчас несите правоустанавливающие документы или закроем вас».
Раньше на проверку раз в год мог зайти участковый, познакомиться. Теперь приходят даже муниципалы и требуют договор на энергоснабжение. У них отныне подход такой – «документы немедленно или примем меры на месте». Это примерно, как остановить вас на улице и арестовать за отсутствие паспорта.

– Что еще сегодня вас неприятно удивляет в гласной и негласной политике по отношению к малому бизнесу?
– Цинизм. Они «идут навстречу малому бизнесу» – выставляют страшные шатры рядом с каждой станцией метро и называют это красивым словом «ярмарка».
Простите, но ярмарка – это краткосрочное мероприятие. На проспекте Славы красно-желтые палатки стоят с осени 2014 года. На проспекте Науки их не убирают два месяца. Одна такая палатка рядом с метро обходится предпринимателю в четыре тысячи рублей в сутки. Нетрудно подсчитать, что при наличии ста палаток – это 400 тысяч рублей, которые поступают администратору ярмарки.
Кстати, чаще всего в этом качестве выступает «Невская торговая компания», концы которой тянутся к одному известному чиновнику Санкт-Петербурга. Ассортимент, представленный на этой «свободной территории», – отдельная история. В Петербурге есть постановление о проведении ярмарок, где четко прописано о запрещенных к продаже товарах. Что мы видим? «Ярмарочники» продают и одежду, и мясо, и рыбу, и даже контрафактную продукцию. Но ведь как красиво все это преподносится – «мы поддерживаем отечественного производителя», «мы идем навстречу малому предпринимателю». Насколько вопиюще циничные заявления. Где вы там найдете отечественного производителя, арендующего торговое место у города?

– То есть помогать бизнесу в кризис выгодно – заодно и рынок можно перекроить?
– Это и есть самый настоящий передел рынка. При этом добросовестных предпринимателей призывают быть социально-ответственными, платить налоги – «а мы вам взамен автоматически продлили аренду». Неплохо бы тому же вице-губернатору Михаилу Мокрецову поинтересоваться – сколько договоров аренды было продлено автоматически? Кажется около пятисот из семи тысяч? В феврале я обратился в четыре районных агентства КУГИ с целью автоматического продления 10 договоров аренды земельных участков в соответствии с распоряжением № 14-р. В результате ни один договор не был продлен. При этом у меня нет задолженности по арендной плате со дня подписания договора. В чем же причина? Все банально. В соответствии с тем же распоряжением № 14-р при автоматическом продлении договора аренды учитывается мнение администрации. Администрация районов внесла свою лепту в продление договоров.
Вот и первый вице-премьер Игорь Шувалов говорит о поправках в Земельный кодекс, которые помогут добросовестным предпринимателям продлевать аренду без аукциона. Это обман. В российском законодательстве нет понятия «добросовестности».

– То есть сейчас ее определяют «на глазок»?
– Сегодня ее определяют через «кассу».

– В марте около Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга стоял пикетчик с плакатом «Администрация Калининского района «кошмарит» малый бизнес…» Мы знаем, что вы были в числе организаторов данного пикета, равно как и то, что у вас, в своем роде, застарелый конфликт с чиновниками этого района.
– Все началось в 2012 году, когда я подал заявление на переоформление семи земельных участков, которые моя компания арендовала у города.
Накануне комиссии мне позвонили с неизвестного номера и сообщили, что я должен переуступить эти участки в пользу определенных лиц. Случай вопиющий, по сути это рейдерский захват. На встречу со мной пришел, вы не поверите, – член Общественного совета по развитию малого предпринимательства в Калининском районе. Осознав, что мы ничего не собираемся переоформлять на интересантов администрации, он ушел ни с чем. Эта беседа записана у меня на диктофон. Разумеется, комиссия прошла удачно, никаких оснований для отказа в переоформлении не нашлось. Но наша неуступчивость обернулась неприятностями.

– Административные барьеры?
– Нет, обычный беспредел. Продажа мороженого оказалась нерентабельным бизнесом, поэтому мы обратились в районную администрацию с просьбой изменить цели использования для наших павильонов и позволить торговать другими видами товаров. Нам многократно и безосновательно отказывали. Пять месяцев ждали, когда нам в рамках действующего договора изменят цель использования. Все это время исправно платили аренду, хотя павильоны не вели деятельность и фактически простаи­вали.
В марте я на свой страх и риск открыл одну точку с измененным ассортиментом. Естественно, в наш адрес сразу же полетели штрафы, и начался прессинг. Администрация района дважды подавала в суд на расторжение договора аренды. В исковых требованиях чиновники нагло врали, будто мы вначале открылись, а потом попросили их изменить цели использования. И дважды судья отказывал чиновникам в удовлетворении иска.

– Вы говорите про рейдерский захват, но как-то он мелковат – несколько участков по семь метров.
– Но семи метров вполне достаточно, чтобы разместить на них павильон площадью 40 квадратных метров и сдать его двум крупным арендаторам за 800 тысяч рублей в месяц. Как вы понимаете, если участок аффилирован с районной администрацией, претензий к нему не возникнет.
Вот так смешные квадратные метры рядом со станцией метро «Гражданский проспект» в свое время превратились в нечто большее. Районный КУГИ и администрация в данном случае удивительно ненаблюдательны. Например, они разглядели нарушения целей использования в моем павильоне. Правее от меня стоит десятиметровый киоск, где южане незаконно торгуют овощами. Его нет ни в РГИС, ни в Схеме размещения, они не платят аренду. Левее стоят три незаконных автолавки. Прямо перед моим киоском – громадный павильон сетевого арендатора, который также поставлен незаконно. Они работают четыре года. Но их никто не видит. Мы единственные работаем законно и просим изменить нам функционал. Но администрация его не меняет, да еще и подает на нас в суд.

– Изменилось ли что-то со сменой главы администрации Калининского района?
– Он ушел, но люди остались. И они продолжают придумывать свои правила игры. Например, только в Калининском районе введено такое «ноу-хау», как «акт ввода в эксплуатацию» при продлении договора аренды.
У меня на руках есть письма прокуратуры, юридического комитета Смольного, главы КРППР. Все говорят о том, что это незаконно. Но «акт» требуют в районе. Разумеется, не у всех. Например, автостоянке договор аренды продлили без всяких актов. Цена вопроса – 300 тысяч рублей.
Впрочем, стоит сказать, что наш вопрос тоже разрешился удачно. В октябре 2014 года нам отказали наотрез, сославшись на отсутствие того самого «акта ввода». Через два месяца договор, скрепя сердце, продлили на шесть месяцев. Хотя вице-губернатор Александр Говорунов поставил задачу продлевать аренду на пять лет. В феврале бизнес-омбудсмен отправил двух представителей на очередное заседание районной комиссии. И, о чудо! Комиссия ни слова не произносит о необходимости наличия «актов ввода в эксплуатацию». И эти же договоры нам продлеваются на пять лет! Странно, не так ли?

– Почему предприниматели молчат, если в районе царит подобное законотворчество?
– 90% предпринимателей – «кавказцы», которые боятся ссориться с местной властью. Хотя сегодня вымогательство в Калининском районе происходит повсеместно. У меня складывается впечатление, что это вообще один из самых коррупционных районов Петербурга. Например, во Фрунзенском районе Петербурга в этом году было 38 заявок на незаконно размещенные объекты. В Красногвардейском – 37, в Московском – 39. В Калининском – 181. Делайте выводы.

Беседовала Алла СЕРОВА

НАША СПРАВКА
В 2014 году Калининский район Санкт-Петербурга вошел в петербургский ТОП лидеров по коррупционным скандалам, связанным с малым бизнесом. Так, в январе прошлого года прямо в момент получения взятки, здесь были задержаны экс-начальник отдела госзаказа и сотрудник государственного спортивного учреждения. Спустя несколько месяцев сотрудники УФСБ задержали чиновника из районного отдела благоустройства, который предложил установщику рекламных конструкций раскошелиться на установку стеклопакетов в своей квартире. Примечательно, что после ухода с поста главы администрации Калининского района Александра Дмитриева, жизнь предпринимателей не изменилась в лучшую сторону. Преемник господина Дмитриева, Евгений Моторин, не торопится ни обуздать нелегалов, ни прекратить районные поборы. В конце апреля 2015 года под стражу был взят начальник КУГИ Приморского района – Михаил Веселов. Он был задержан по подозрению в получении взятки в размере 150 тысяч рублей.

КОММЕНТАРИЙ:

РОМАН ПАСТУХОВ,Президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей:
«Все предприниматели помнят слова Дмитрия Анатольевича Медведева: «Не надо кошмарить бизнес бесконечными неоправданными проверками». И все знают, что кошмар этот продолжается, несмотря даже на принятые специально для искоренения этого позорного, вредного явления законы».