Как продать эмоцию

Так, среди студентов стал очень популярен «Бегущий город» – его участники получали карты, перемещались по указанным точкам, в каждой выполняя специфическое задание. Чуть позже по этому сценарию стало модно проводить экскурсии, спектакли и даже свадьбы. А пару лет назад в Европе заработали первые квест-румы – специально организованные для решения головоломок замкнутые пространства. «Квестомания» нового формата оказалась привлекательна и для петербургского бизнеса, который привнес в нее специфический российский колорит. Например, компания «Клаустрофобия» сегодня предлагает своим клиентам выбраться из запертого конструкторского бюро советского типа. Игры под брендом Rabbit Hole (кроличья нора) предлагают освободиться из застрявшего лифта или кабинета алхимика. Квесты могут выглядеть как гараж, звукозаписывающая студия или даже как логово маньяка.
Интересный факт, но экономический кризис практически никак не отразился на этой области досуга. Средний чек за игру составляет 500 рублей на человека, что сопоставимо с походом в кино, и делает отрасль привлекательной для инвестирования.
Корреспонденты «Новостей малого бизнеса» поговорили с владельцами нескольких городских «румов» и составили бизнес-модель, лежащую в основе среднестатистического «квест-проекта».

КАК СДЕЛАТЬ ИГРУ
Сегодня на многих семинарах учат, как сделать бизнес без вложений. Квесты к этому не относятся. Поэтому если предприниматель решает вдруг открыть игровое пространство, вложиться ему все же придется. Средняя цена вопроса составляет миллион рублей – сюда входит закупка «реквизита», труд декораторов и дизайнеров и, собственно, сценарий. Последний обычно пишется под заказ, но если «создатель» сам в состоянии придумать сюжет и драматургию, то талант сэкономит ему деньги.
Участники рынка сходятся в том, что чем больше артефактов в квесте, тем он интереснее. По словам наших собеседников, иногда их выручают сайты покупки-продажи вещей. Кто-то изготавливает бутафорию на заказ, кто-то ищет ее по знакомым, а кто-то – по углам. Например, в «Пиле» от «iLocked – квесты выберись из комнаты» задействованы настоящие пауки и тараканы. А в «Коде да Винчи» есть предметы, которым более ста лет. Люди любят, чтобы их пугали, поэтому хоррор – квесты с соответствующим реквизитом – лидеры петербургского рынка. Кстати, второе место по Северной столице занимают интеллектуальные головоломки с интересным сюжетом.
Разумеется, чем игра технологичнее (то есть содержит больше электроники и сложных механизмов), тем она дороже.
Особняком в разделе «затраты» стоит арендная плата. Чтобы сразу же не вылететь в трубу, владельцы «румов» не рекомендуют брать площади по цене больше чем 500 рублей за квадратный метр. Кстати, тенденция последнего времени – организовывать «игорный бизнес» прямо в торговых комплексах. Но пока это веяние больше свойственно столице. В Петербурге самые популярные квесты базируются на территории лофт-проектов «Ткачи», «Этажи», в киноцентре «Великан Парк», а также в жилых домах на Невском проспекте.
Окупаемость проекта наступает в среднем через шесть-восемь месяцев эксплуатации пространства. Стоимость игры сегодня варьируется от 2500 до 3500 тысяч рублей на команду, в зависимости от дня и времени. Поэтому чтобы добиться адекватных показателей, за день в квест-руме должно проходить не менее пяти-семи мероприятий. В месяц удачливый предприниматель может организовать около двухсот игр. И если выйти на такой показатель, бизнес можно будет считать рентабельным.

КТО «ИГРАЕТ» РЫНОК
Квесты – индустрия развивающаяся, поэтому людей все еще необходимо удивлять. На почве этого в новой отрасли растет конкуренция. Квест-проекты возникают в Петербурге каждый месяц. Но и так же быстро пропадают. Сейчас на рынке можно выделить несколько серьезных игроков – это «iLocked-квесты выберись из комнаты», «Нора кролика» и «Клаустрофобия». У каждого открыто несколько локаций с пакетом разноплановых предложений. Планку самых посещаемых игровых пространств держит «iLocked», во многом за счет техники.
«Мы используем высокотехнологичные решения – Шлем Виртуальной Реальности Oculus Rift, Интеграция Android, Windows и слаботочных систем управления конфигурацией помещения. Вы точно уверены, что эта стена не хочет вас раздавить, а те двери были открыты? Еще стараемся делать квесты сложные, чтобы команде из 6-7 человек было комфортно играть», – рассказал «Новостям малого бизнеса» коммерческий директор компании Евгений Ощепков.
Сегодня, несмотря на кризис, в Петербурге отмечен всплеск открытий новых пространств и локаций. И все же остается вопрос здравой конкуренции и понимания необходимости поддерживать проект в рабочем состоянии и развивать его. Поэтому начинающим предпринимателям, по мнению ведущих участников рынка, в нынешних условиях легче купить франшизу. И работать под уже известным брендом.

Кристина ДЕМИНА, Анна КОВАРДИНА

НАША СПРАВКА:
По мнению экспертов, индустрия развлечений в кризис не исчезает вовсе, а лишь меняет направленность в сторону бюджетного креатива. Так, некоторые event-агентства и организаторы корпоративов Петербурга переформатируют будничные и затратные мероприятия под винтажные вечеринки, которые, к примеру могут проводиться в стилизованной под «советскость» квартире или же в кемпинге, напоминающим пионерский лагерь.
В поиске привлечения клиентов в кризис находятся и рестораторы. Например, любопытную «антикризисную» программу для посетителей разработали владельцы кафе «Аддис», которое находится в Центральном районе. Всем гостям заведения, по информации «ДП», предлагается самостоятельно определить цену за кофе, что, по словам предпринимателей, сможет выручить безденежных студентов, кроме того – пополнит кассу заведения. Ведь выручка заведения с нефиксированными ценами, по утверждению владельцев, сопоставима с доходами, которые можно было бы получить с продажи продукта с фиксированной стоимостью.