Каждый третий – за бортом?

«Чай-то за доллар…»
«Произошло подорожание сырья, к тому же ожидается новый виток инфляции. Мы, например, занимаемся индийским чаем – индусы иронично говорят «чай-то за доллар». Поэтому цифра о 30% компаний, которые покинут рынок, может быть даже занижена, – полагает один из представителей «чайного» бизнеса Петербурга Антон Лужиковский. – Думаю, что фактически будут уничтожены компании, связанные с производством. Просто потому, что на производителей ложится львиная доля нагрузки по расходам. К сожалению, не существует плана, в соответствии с которым государство дает деньги на развитие – банально на реализацию того товара, который наши производители выпускают. А об импортозамещении пока только разговоры».
Как отмечают аналитики, в среднем объемы промышленного производства в 2014 году действительно упали на 8, 2% (в 2013-м – на 1,2) по СЗФО. Здесь Петербург занимает второе место после Архангельской области.
Собеседник «Новостей малого бизнеса», представитель строительной отрасли Кирилл Арсенян согласен, что рынок покинут многие игроки. Но сократятся только малые и средние предприятия, а крупный бизнес как был, так и останется.
«Во-первых, за счет подушки безопасности, позволяющей пережить это время. Во-вторых, госзаказы, то, что питает крупные фирмы. Со своим оборотным капиталом, в общем, большие игроки смогут пережить эту пору. Малые же не смогут нарастить жира, да и не все переживут это время. В строительной области уже сегодня остро ощущается нехватка работы, люди везде и во всем ужались. Стройки и ремонты перенесли на неопределенный срок», – говорит Арсенян.

Неяркий мир
Недавно назначенный вице-губернатор Петербурга по экономике Сергей Мовчан заявил, что кризиса в городе нет. Однако пройдясь по Невскому проспекту Центрального района, который возглавляет Мария Щербакова, коллеги с «Фонтанки.ру» заметили, что кризис не просто пришел, но по-царски въехал по центральной улице в Северную столицу.
За считанные недели с проспекта исчезли такие торговые точки, как «Яркий мир», «Евросеть», «Васаби». Магазины, представлявшие бренды класса премиум (как, например, Babochka), распродают одежду и аксессуары, обрушивая прежние цены. В окнах народной кофейни «Кофе-Хаус» размещено объявление об аренде помещения. При этом, по словам аналитиков, в кризисный период с центра города уходят представители среднего ценового сегмента, выживают те, кто представляет верхний и нижний.
Продажа бизнеса, по мнению Алексея Небольсина, связана с общим ухудшением предпринимательского климата в России, а также повышением курса доллара, увеличением арендных ставок и снижением покупательской активности. Так, по данным РБК, уже в 2014 году петербургские предприниматели подали на сайте «Авито.ру» в 15,8 раз больше объявлений о продаже бизнеса, чем в 2013-м. На сайте бесплатных объявлений сегодня размещено почти полторы тысячи объявлений о продаже кафе, мини-пекарен, столовых и ресторанов по Петербургу. Более тысячи интернет-магазинов, около восьмисот производств и почти две тысячи точек торговли Северной столицы выставлены на торги.
Более всего кризис ударил по малому бизнесу, а за счет роста цен на продукты упали выручки в сфере общепита и торговли продуктами, – рассказали «Новостям малого бизнеса» эксперты «Центра Консалтинга и Продажи Бизнеса».
«Как следствие бизнесы стали продавать на 73% чаще (по сравнению с январем-февралем прошлого года), и при этом количество закрывшихся, развалившихся бизнесов так же возросло – более 170% (по сравнению с аналогичным периодом), – пояснил генеральный директор «Северо-Западного Центра Консалтинга и Продажи Бизнеса» Егор Падалкин. – Лидеры продаж – это хостелы, мини-отели, салоны красоты, кафешки, магазины продуктов, интернет-магазины».
По словам собеседника «Новостей малого бизнеса», сегодня в Петербурге избавляются в первую очередь от бизнесов в сфере услуг. Посетители данных заведений стали заметно меньше тратить деньги и больше экономить. Также с молотка уходит все, что связано с продуктами (общепит, ночные клубы, продовольственные магазины), и с товарами, покупаемые за валюту (одежда, обувь, бытовая химия, электроника, с/х в сфере животноводства).
При этом, как отмечают в «Центре Консалтинга и Продажи Бизнеса», сегодня наблюдается активизация оказания несколько иных услуг. Например, коллекторской деятельности, открытия/закрытия юридических лиц, общепита шаговой доступности (пирожковые, пышечные и т.п.). Кроме того, активируется производство продуктов питания и производство стройматериалов – по этим направлениям бизнесы снимаются с продажи, ими активнее начинают ими интересоваться.
Стремятся ли предприниматели в 2015 году отдать свои компании за бесценок? Или, напротив, завышают их стоимость в преддверии «простойных» месяцев?
«Продавцы» бизнеса, в период до и после нового года, всегда делились на людей, которые сохраняли стоимость и на тех, кто стоимость снижал, – пояснил Егор Падалкин. – В редких случаях стоимость увеличивалась, за счет увеличения оборотов, расширения услуг, закупки нового оборудования. По нашим данным, в 2015 году на стоимость повлиял рост валюты по сравнению с прошлым годом. Таким образом, она увеличилась у 14% предложений по продаже готового бизнеса, и у 38% объектов коммерческой недвижимости».
В целом, специалисты компании выделяют три варианта реагирования собственников в ценообразовании на их предложения.
«Первые (около 42% всех предложений) – те, кто сохранили стоимость, вне зависимости от курса доллара и евро, общей ситуации и других факторов, – пояснили эксперты «Новостям малого бизнеса». – Вторые (около 14 %) – стоимость подняли, либо в принципе озвучивают ее в валюте. Третьи (около 39%) – снизили стоимость, причина – срочность продажи. В отдельную группу можно выделить людей, которые приостановили продажу из-за неопределенной ситуации. Так сказать ожидают «стабилизации» рынка. Их – 5 %».

«Суши-те вёсла»
Исходя из анализа, проведенного «Новостями малого бизнеса», за первые дни марта наиболее активное число продаж в Петербурге пришлось на интернет-магазины одежды (их же охотнее всего покупают), предприятия общепита и салоны красоты.
Так, интернет-магазин серег Диор сегодня можно приобрести в Интернете за 7500 рублей. Сетевой магазин по продаже спортивного питания с ежемесячной прибылью в 108 тысяч рублей владельцы отдают за 400 тысяч целковых. Стать владельцем ресурса, подающего городские рюкзаки можно по цене в два раза меньше.
За три миллиона рублей выставлен интернет-сервис по продаже европейских лотерей – его доход петербургский предприниматель Антон оценил в 50 тысяч в месяц. На питерских сетевых бизнес-распродажах можно встретить и вовсе экзотические объявления. Например, сайт по продаже впечатлений и поступков (350 тысяч рублей) или магазин для покера за 850 тысяч рублей. Его чистая выручка, если верить владельцам, составляет 73 тысячи.
Сопоставимую прибыль предлагает и петербургский общепит. Так, кафе в бизнес-центре Петроградского района, который возглавляет Юрий Гладунов, приносит его владельцу 40 тысяч рублей в месяц. Таким образом, покупателю потребуется почти пять лет, чтобы отбить вложенные в точку два с половиной миллиона.
Также на продажу выставлена одна из точек Киллфиш-бара на площади Александра Невского, 1. Ее стоимость составляет 600 тысяч рублей. За три с небольшим миллиона можно стать владельцем ресторана «Парковый», который расположен в Петродворце (черта КАД). Общепитовскую точку сети Subway в Московском районе (глава Владимир Ушаков) можно купить почти за пять миллионов «деревянных».
Судя по всему, в кризисный период владельцы общепита решили избавиться от молодежно-тусовочных объектов, не приносящих баснословной выручки. Так, в Петербурге продается сразу три анти-кафе, одно из них близ Невского проспекта. Диапазон цен здесь варьируется от 400 тысяч до 4,7 миллиона. А вот выручка каждой точки практически идентична – 100 тысяч рублей в месяц. Примечательно, что все четыре объявления о продаже были поданы в конце февраля – начале марта.
Кстати, по вполне сходной цене сегодня можно приобрести и заведения, специализирующиеся на японской кухне. Так, небольшой суши-бар в Кировском районе (глава Сергей Иванов) продается за полмиллиона. Более раскрученный суши-маркет ближе к центру владельцы отдают за полтора миллиона рублей.
Практически столько же стоит павильон с шавермой рядом со станцией метро Проспект Просвещения. Ее прибыль оценивается в 150 тысяч рублей в месяц.

Салон красоты за пять строительных компаний
В области услуг Северной столицы, несомненно, лидирует сфера прекрасного. Так, студию маникюра на Комендантском проспекте сегодня можно приобрести за 190 тысяч рублей.
Салон красоты около метро «Московская» продается почти за четыре миллиона. Правда здесь владельцы обещают высокую прибыль и полное отсутствие конкуренции.
Активно «сбывается» детский развивающий центр в Адмиралтейском районе, руководить которым недавно пришла Светлана Штукова. Его стоимость составляет 820 тысяч рублей. Оздоровительный комплекс на Гражданском проспекте оценивается в 17 миллионов рублей.
Примечательно, что по цене практически в 18 раз ниже на «Авито» можно купить строительную компанию, с 8-летней историей и оборотом 30 миллионов рублей в год.

Между прочим:
По сообщению налоговых служб, в январе 2015 года петербургские компании отдали в бюджет на 12,2% меньше, чем в январе 2014 года. Налог на доходы физических лиц упал на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Михаил БЕРГ, «Новости малого бизнеса»