Эксперт: «Этот набор уже лет 20 кочует из одного стратегического документа в другой»

Особенностью Санкт-Петербурга является его периферийность. Город отделен от всей остальной России широким поясом «умершей деревни» с некоторыми очагами активности в областных и некоторых районных центрах, который нуждается в повторной колонизации и освоении. Такое мнение высказал председатель совета директоров ООО «ДОРН» (аналитическое бюро по транспортно-логистической тематике) Андрей Карпов в рамках своего доклада на круглом столе «Обсуждение Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года в ракурсе ТЛК».
«С помощью строительства дач жителей Петербурга и Москвы эту задачу не решить. Не может быть успешно развивающегося города с „умной экономикой“ посреди депрессивного окружения. Мы не Гонконг и не Сингапур», — сказал Карпов, отметив, что миссию Петербурга, сформулированную в Стратегии-2030, считает неполной, так как она не учитывает региональный контекст.
Выступая с анализом документа экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года, эксперт указал на то, что Стратегия изначально не принимает в расчет кризисные сценарии для экономики города, в том числе, связанные с введением против России международных санкций.
При этом Карпов не исключает, что изменение внешнеполитических условий может открыть для Петербурга дополнительные возможности, прежде всего для развития оборонной промышленности. «Если продукция днепропетровских и запорожских заводов, используемая российским ВПК, будет потеряна для России, это неизбежно приведет к созданию замещающих производств. Почему бы этим производствам, с гарантированным оборонным заказом, не разместиться в Санкт-Петербурге», — считает эксперт.
По его мнению, нельзя не учитывать, что присоединение Крыма к РФ и вероятная экономическая помощь страны Новороссии в будущем приведут к перераспределению финансовых потоков из федерального бюджета. Как следствие, конкурентная борьба между регионами за бюджетные средства будет возрастать. «Петербург на данном этапе оказался неспособен выдвинуть „драйвовый“ системный проект национального масштаба, который бы обеспечил повышенные объемы федерального финансирования на длительную перспективу, такой, как например, проект развития Московского транспортного узла», — убежден Карпов. В тоже время, у эксперта не вызывают вопросов такие задачи, обозначенные в Стратегии, как развитие «оборонки», создание Арктического кластера, размещение в Санкт-Петербурге новых федеральных организаций и учреждений. Эти проекты могут считаться перспективными с точки зрения привлечения денег из федерального бюджета.
Карпов отмечает «определенную эволюцию» Статегии-2013 по отношению к предшествующим документам, так как в ней «более внятно зазвучала тема развития в городе промышленного производства в его высокотехнологическом и наукоемком варианте». Однако по-прежнему присутствует, по выражению эксперта, «джентльменский» набор правильных рецептов — снятие административных барьеров, борьба с коррупцией, демонополизация, развитие конкуренции, улучшение инвестиционного климата, поддержка малого и среднего бизнеса, поддержка науки и образование, упор на инновационные технологии, сбалансированное развитие. «Этот набор уже лет 20 кочует из одного стратегического документа в другой. Где гарантия, что за следующие 16 лет прогресс по этим направлениям будет больший, чем за предыдущие годы?» — прокомметировал эксперт.
Он указал также на отсутствие в Стратегии-2030 «серьезного, прагматического и неидеологизированного» анализа последствий для экономики Санкт-Петербурга вступления России в ВТО и евразийских интеграционных процессов. Кроме того, в документе не рассматривается, какие последствия для Большого порта Санкт-Петербург будет иметь ужесточение требований по содержанию серы в судовом топливе в акватории Балтийского и Северного морей с 2015 года.
Однако те недостатки, которыми обладает действующая Стратегия развития Петербурга до 2030 года, вполне объяснимы. «Во-первых, Стратегия формулирует только самые общие цели, задачи и принципы. Во-вторых, это официальный бюрократический документ, который проходит многочисленные согласования, и это его не улучшает, а в значительной степени делает компромиссным. В-третьих, прогноз, закладываемый в Стратегию, не может идти в разрез с официальными прогнозами Министерства экономики и Правительства РФ. Дилемма проста: хочешь получить финансирование — играй по правилам», — заключил председатель совета директоров ООО «ДОРН».
Напомним, что исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко официально объявил, что его предвыборной программой будет программа развития города «Стратегия — 2030».

ИА REGNUM
17.06.2014