Не закрывают дверь?

– Юрий, охотно ли американский рынок принимает в свою команду русскоязычных «игроков»?
– Город Бостон, где я прожил большую часть этих лет, совмещает в себе удивительные реальности. С одной стороны, это пространство консервативных, пуританских взглядов. Фактически начало США было положено в штате Массачусетс, именно туда высадились первые переселенцы из Британии. В Бостоне осталось много прямых потомков англосаксонской аристократии, там очень много «старых» денег, и даже сама атмосфера пропитана традициями. С другой стороны, это мультикультурный город, который по ментальности чем-то напоминает Петербург. Это пространство высоких технологий и университетов мирового уровня, поэтому Бостон крайне лоялен к людям других национальностей. Лично я, получив американское юридическое образование, последние семь лет совмещал работу предпринимателя в области консалтинговых услуг с юридической практикой и никаких сложностей не испытывал.
Тот американский рынок, на который мы с партнерами совершили заход в начале этого века, во многом был рассчитан на выходцев из России. В 2000—2002 годах у нас была небольшая школа краткосрочных курсов для обучения IT-специалистов и веб-программистов. Тогда эта отрасль развивалась невероятными темпами, и на фоне острого недостатка кадров компании брали всех подряд. Рынок был столь богат, что после четырех месяцев обучения у нас люди находили работу на хорошие деньги. Здесь мы никаких препятствий не встречали. Разумеется, иностранец есть иностранец, и с точки зрения продвижения бизнеса ему всегда будет сложнее. Особенно если у него нет ресурсов для найма людей, маркетинга и т.д. С другой стороны, власти всегда приветствуют появление нового бизнеса, который, как предполагается, будет платить налоги.

– То есть, изначально с открытием своего дела в США проблем не будет?
– Если деятельность бизнесмена не связана с какой либо сферой, где необходима специальная лицензия, к примеру, продажа алкоголя, то все юридические формальности можно уладить за один день. Например, сегодня ты решил открыть бизнес, завтра создал юридическое лицо, получил идентификационный номер, послезавтра «запустился».
Если человек хочет открыть лавку и торговать аксессуарами для сотовых телефонов, к нему не будет приходить налоговая инспекция, пожарные, многочисленные санпидэнстанции. Если твоя лавка вторая на этой улице, а у твоего ближайшего конкурента есть подвязки в начальственных кабинетах или полиции города, теоретически на тебя могут кого-нибудь «напустить». Но формально новообразовавшийся бизнес давить никто не будет. Напротив, ему окажут поддержку. Скорее всего, молодой бизнесмен сразу же получит приглашение от местного коммерческого бизнес-клуба или какой-нибудь ассоциации, где ему предложат посильную помощь в развитии своего дела. Иногда полезную, иногда нет.

– В Бостоне работают кредитные программы для малого бизнеса?
– Да, как правило, это программы государственного уровня. При правительстве каждого штата существует отдел, который занимается поддержкой малого бизнеса. Собственно, через него и предоставляются кредиты на льготных условиях.
Одна моя клиентка, высококлассный стилист, решила открыть салон. Она нашла помещение по соседству со своим домом, сделала там ремонт, и на этом ее средства подошли к концу. Предложенный банком кредит не устроил. В итоге ее отправили в отдельную организацию при правительстве штата Массачусетс, который занимается помощью женщинам и национальным меньшинствам в открытии своего дела. Там ей «продавили» кредит на хороших условиях через государственную программу помощи. И я не могу сказать, что этот пример единичен.

– Хорошие кредитные условия – это какие?
– Скажем так: человек в здравом уме никогда не будет открывать свое дело под 10% годовых. Отправная точка – это 3,5 процента. Можно постараться и получить ссуду. Опять же, нужно понимать о какой сумме идет речь. Пятьдесят миллионов, понятно, никто не даст просто так. А получить пятьдесят тысяч долларов – это не проблема, здесь тебе помогут.
Разумеется, и в таком случае все зависит от сферы деятельности. К примеру, если я хочу открыть бар, никакой помощи от государства не дождусь. Потому что получить лицензию на продажу алкоголя в Бостоне практически невозможно – это большой коррумпированный бизнес. Сама лицензия стоит порядка 200 тысяч долларов. Столько же уйдет на взятки, но и они не гарантируют, что вопрос удастся «продавить» в нужных кабинетах.

– А как же знаменитый тезис о том, что на Западе изжита коррупция?
– Бросьте, люди везде одинаковы! В США берут взятки еще больше, чем у нас. Разве что делают это иначе, деньги несут не в конвертах. Например, так: «я знаю, уважаемый, что у вас дочь хочет поступить в университет, а у нас тут есть фонд благотворительный, как раз помогает детям таких людей…». Ну или что-то в этом роде.

– Наверное, вся разница в специфике «услуг». Например, питерским бизнесменам иногда приходится «продавливать» в высоких кабинетах вопросы подключения к сетям, хотя помещения предприниматели арендуют у города.
– С этим в США проблем нет. Если нужно подключиться к сетям, владелец бизнеса делает звонок в компанию, владеющую сетью, и говорит адрес, по которому с определенного числа необходимо подавать электроэнергию, телефон и прочее. Иногда могут попросить депозит. Но если у тебя обычная лавка на углу, таких формальностей не требуется.
Что касается коррупции, то буквально в последние три-четыре года в США прогремело много скандалов коррупционного характера, когда полиция и ФБР ловила и сажала чиновников из правления штата или города. Понятно, что попадаются единицы, и на самом деле взяточников гораздо больше. Приведу в пример своего приятеля, который владел транспортной медицинской компанией – что-то вроде нашего социального такси.
Заказы для него распределяла компания-брокер, которая формально не имеет никакого отношения к штату Массачусетс. На деле же ей руководит человек, который долго проработал в администрации штата, а потом создал некоммерческую организацию. Так вот эти «некоммерсанты» получают безумные гранты от правительства – до пяти миллионов долларов в год. Из каждых 50 долларов прибыли брокера, они выплачивают транспортным компаниям лишь пять. Каким образом они при этом сохраняют статус? НКО никогда не проверялась, и несмотря на массу жалоб её никто не трогает. Наверное, кто-то, имеющий вес в администрации штата, заинтересован в ее благоденствии.

– А сам бизнес США практикует «серую» зарплату в конвертах?
– Естественно. Малый и средний бизнес с удовольствием платит своим работникам наличными и принимает людей без разрешения на работу. По американским законам, дополнительные работники, если они не являются совладельцами, это всегда головная боль. Помимо бухгалтерии и налогов, на каждого человека, будь то секретарь, необходимо оформить страховку. На случай, если ей, к примеру, упадет на голову дырокол.
Понятно, что многие не хотят заниматься официальными оформлениями. Но за этим строго следят надзорные инстанции.
Ещё один мой клиент владел пиццерией, и по всем документам числился единственным работником в своей компании. На самом деле там трудилось около десяти человек. Разумеется, без всяких страховок, налогов и с «серой» зарплатой. Естественно, в один прекрасный день к нему пришла трудовая инспекция, и пиццерию закрыли с формулировкой «пока не будет оформлена страховка на персонал». Штраф серьезный – четыреста долларов в день. И все же малому бизнесу выгодно брать людей на «серую» зарплату. Риск оправдан большой экономией.

– Часто ли в США меняется законодательство, связанное с регламентацией деятельности малого бизнеса?
– Разумеется, меняется налоговый кодекс, но насколько часто это происходит, сказать не могу. Меняются и другие законы и правила, за этим предпринимателям необходимо следить, либо доверить вопрос квалифицированным юристам. Однако радикальных изменений, которые моментально и серьезно отражаются на малом и среднем бизнесе, я не припоминаю.
Что касается «правил игры» на рынке, здесь могу привести в пример такой случай. Мои хорошие знакомые сняли большое помещение под семейный ресторан, самостоятельно сделали там ремонт, однако открыть его не смогли. Инспектор из администрации города сказал, что по законам штата любое помещение должно быть оборудовано спецдоступом для инвалидов. Пришлось им прорубать стену, строить подъемник стоимостью 65 тысяч долларов. Потом инспектор сменился и работу принимал уже другой чиновник. Он очень удивился предпринимательской «инициативе». Поскольку, как выяснилось, подобных требований законы города, где находился этот ресторан, не предъявляют.

– Имея за плечами богатый опыт ведения бизнеса США, собираетесь ли вы что-нибудь привнести на рынок России?
– Это будет консалтинговая компания, по оказанию информационной и юридической помощи в открытии собственного дела за рубежом.

– Если смотреть на вещи объективно – российский бизнес сегодня ждут в США? И как, на ваш взгляд, конфликт вокруг Украины может повлиять на деловые связи между нашими странами?
– Частного бизнеса это вряд ли коснется. Бизнес платит налоги. А США сейчас как никогда необходимы деньги. Если на уровне федерального правительства существует видимость, что с финансами все обстоит нормально, то на уровне отдельно взятых штатов денег откровенно не хватает.
Я вам приведу один пример. Долгое время самым надежным сектором работы в Америке была работа в правительственном учреждении. Не было ничего надежнее места, пусть даже уборщика в каком-нибудь суде или административном здании. Ты мог приходить на работу пьяным, прогуливать, тебе выносили выговоры, но не увольняли практически никогда. Попасть под сокращение, работая на правительственную структуру в США, было практически не реально. И вот, сравнительно недавно, в штате Массачусетс это изменилось. Начали сокращать количество судов, урезать рабочие часы персоналу, проводить сокращения в полиции среди других госслужащих. Это говорит о многом.
Поэтому вряд ли Штаты закроют свои двери для российского бизнеса. Что касается конкретной отрасли, то я бы посоветовал присмотреться к рынку недвижимости. Сейчас в эту область активно привлекают инвесторов из России. Также сфера высоких технологий, медоборудование, биофармацевтика. А при определенном уровне инвестиций и создания рабочих мест это дорога к виду на жительство.

Беседовала Алла СЕРОВА, «Новости малого бизнеса»