Малый предприниматель – человек-оркестр

Основатель сети велосипедных магазинов «Велодрайв» с выручкой 200 млн рублей рассказал о своем бизнесе и о том, какие трудности стоят на пути у будущих миллионеров.

— Кирилл, почему решили заниматься именно велосипедами? Сложно ли было открыть свое дело? И в чем секрет столь быстрого успеха?

— Что касается моего решения, то все произошло случайно. Я учился на юриста, было скучновато, затянуло в «полубизнес», связанный с перепродажей сотовых телефонов. Потом подошел к тому, что пора бы открывать шоу-рум. С учебой начались трудности, очень много времени уходило на организацию своего дела. В итоге я отдал телефоны своим друзьям и бизнес завершился. Из университета меня не выгнали, пошел доучиваться. И все бы хорошо, но по-прежнему было скучно. В тот момент шла программа Work and Travеl, и я поехал в США работать. Там ездил на велосипеде из одного города в другой, чтобы сэкономить, так как работал на двух работах. Однажды свалился с велосипеда и он пришел в негодность. Свалился прямо напротив барахолки местной. Выбежала бабушка лет под 60, заохала, сказала, что велосипед надо либо починить баксов за 20, либо продать. На следующий день она привезла мне 25 долларов. С этого, пожалуй, все и началось. А продажи мне всегда были близки.
Вернулся в Россию на последний курс в 2004—2005 году. Перед тем как приехать, узнал у друзей, как дела в бизнесе. Сотовый — медленно шел, также они открыли автомобильный и велосипедный бизнес. Автомобильный бизнес — это прокат собственной машины с собою в качестве водителя. А велосипедный — торговая точка на Черной речке. Все делали сами.
Возили велосипеды, собирали. В общем, меня втянули в авантюру. Прибыли почти не было. Я решил сделать сайт. Ребята отказались поддерживать, поскольку денег не было. В итоге я своими силами сделал сайт и практически сразу нам позвонили из компании-поставщика, из Москвы, с большого завода и попросили изменить логотип, так как он был похож на их! А сайту-то было 10 дней всего. Мы — такие маленькие, завод — такой большой. Ну и я понял, что Интернет — это сила. И ставка была правильная. 90% клиентов приходили именно через интернет, несмотря на то, что точка была рядом с метро. С компаньоном мы расстались, и «мы» перешло в «я» в 2007 году.
Успех мой — не быстрый. Начинал, как все: мы были маленькие, и денег не было, без начальных инвестиций и знаний. Нарабатывал опыт, работал без выходных. Обычная история. Сегодня «Велодрайв» входит в пятерку самых крупных розничных продавцов велосипедов в России.
Кстати, недавно сеть магазинов объединилась с компанией «Досок.нет», и теперь делим магазины на две части, 30/70. Зимой больше сноубордов, летом больше велосипедов.

— Какие трудности стоят перед предпринимателями в Петербурге? Как их преодолевать? Какая поддержка требуется от государства? Есть ли сложности с арендой помещений?

— Один из основных сложных моментов — найти не партнера, а помощника по финансовым вопросам. Аналитика по экономике, а не авантюриста, каких много. Открыть бизнес удается многим, но не многим удается удержать, поскольку нет противовеса необдуманным решениям. Трезвый аналитик остерегал бы от рискованных вложений, помог бы компенсировать затраты. Трудно еще и потому, что начинающему предпринимателю придется разбираться во всех областях хозяйственной деятельности. И экономика, и маркетинг, и основные бизнес-процессы, движение товара, кадры, обучение и так далее.
Нужно быть готовым к тому, что ты станешь человеком-оркестром, если начинаешь с малого.
Государство должно поддерживать, естественно, финансами. Существуют невозвратные гранты от 200 до 500 тысяч для начала предпринимательской деятельности. Правда, мало кто об этом знает, и их сложно получить. При получении таких грантов должно быть обязательно обучение. Государство должно сказать: «Мы тебе дадим денег, если ты пройдешь курс и аттестацию». А курсы должны совмещать и теорию, и практику. Сегодня существует некоторая подмена понятий: многие эксперты в бизнес-среде призывают к тому, что не надо учиться, а надо сразу идти заниматься бизнесом. Об этом говорят многие бизнес-тренеры и лекторы. Люди ныряют с головой в авантюру, даже талантливые предприниматели, у них ничего не получается, и на этом энтузиазм сходит на нет. Первый кризис может сломить.
Также хорошо, если государство поможет предпринимателям с менторским сопровождением. То есть предоставлять консультационную поддержку, основанную на опыте уже состоявшихся бизнесменов.
Безусловно, государство должно бы помогать в вопросах аренды, субсидировать налоги, кредитные и арендные ставки. И таким образом, чтобы система поддержки работала не для узкого круга «своих», а для всех.
А вообще, я бы посоветовал в 20 лет ни в какой бизнес не идти. А идти в ту отрасль, которая тебе нравится, с четким желанием через какое то время открыть свой бизнес.

— Как Вы думаете, нужен ли в Петербурге бизнес-омбудсмен, и какие проблемы Вы бы попросили его решить в первую очередь и почему?

— Нужен, да. И чтобы у него были полномочия по решению споров между предпринимателями. Так сказать, возможность помочь в досудебном урегулировании споров.
В молодежном предпринимательстве, да и в целом, бывают разные ситуации. И все участники спора могут быть уважаемыми, авторитетными людьми, но если конфликт остается не решенным — страдает репутация. Будет хорошо, если бы спорные случаи рассматривались независимой стороной, был специальный аппарат, и по итогам решения спора все оставались при своей репутации. Это — этика делового сообщества.

— Кирилл, а какими, на твой взгляд, качествами должен обладать молодой предприниматель?

— Наверное, все качества известны. Изобретательный, предприимчивый, готовый разбираться во многих областях и постоянно учиться новому, эрудированный и ответственный. Одним словом — живчик.

— Принимаете ли Вы участие в развитии велосипедной инфраструктуры в Петербурге? Какие предложения на этот счет имеете?

— Да, мы участвуем, конечно. И в комитеты ходим, в «Велопитере» с Гуревичем общаемся, совместные решения и документы создаем. Скоро выйдут брошюры «Как не задавить велосипедиста», «Как правильно передвигаться на велосипеде». По моему мнению, основная проблема Петербурга — это отсутствие велокультуры. Необходимо развивать общественное сознание и у велосипедистов, и у пешеходов, и у автомобилистов.
Что касается развития инфраструктуры, все должно развиваться логично. У нас дорог для автомобилей не хватает, они еще не сделаны. А финансовый источник то один. Автомобили, конечно, в приоритете у органов власти. Вообще, вносить изменения в уже созданную инфраструктуру, в которой не было места велосипедам, крайне сложно. А вот заявления правительства о проектировании велодорожек в новых районах, которые планируют строить, — это правильно. Если будут реализованы, уже будет хорошо. Один из важных вопросов сегодня — это установка велопарковок. А то выезжаешь из дома на велосипеде, доезжаешь до работы, и негде его оставить.

— Кирилл, а как развивается проект с велопрокатом в городе, который, кажется, Вы предлагали? Зависит ли успех Вашего бизнеса от решения властей, принимаемых в этой сфере?

— По поводу проката — мы очень хотели примкнуть к проекту «Велобайк», сделать в Петербурге систему, аналогичную московской. Ты берешь хороший велосипед в одном месте, один час бесплатно ездишь, затем сдаешь где-то в другом пункте. Если нужно доплатить, оплачиваешь с помощью пластиковой карты. Но конкретики пока нет, потому что необходимо найти основного спонсора, которым может стать петербургский или московский банк.
Успех моего бизнеса пока что никак не связан с решениями властей. Понятно, если инфраструктура улучшится, то и продаж станет больше.
А так у нас сейчас есть два проекта. «Фрибайк» — бесплатные велосипеды, которыми могут пользоваться все, кто знает код от ключа. Мы берем велосипеды, которые принесли нам на утилизацию, чиним, перекрашиваем в синий цвет, выставляем на улицу. Выпустили около 100 в этом году, естественно, их разворовали. Но затраты у проекта невысокие, поэтому мы не прощаемся с этой идеей, ведь велосипеды продолжают приносить на утилизацию. Это в какой-то мере социальная миссия — приобщение жителей нашего города к велотранспорту.
Второй проект — «Велодворник». Проект веселый, социальный, мы его в этом году запустили, планировали вместе с Комитетом по молодежной политике. Наши велосипедисты ездят на трехколесных велосипедах, с совками и щупом, чтобы можно было, не вставая с велосипеда, убирать мусор. Бывало, давали на мероприятия, в основном для проекта «Мусора. Больше. Нет». Предполагается, что они будут постоянно курсировать в городе. Помогаем бесплатно. Почти каждую субботу и воскресенье что-нибудь организовываем. Зачем? Просто потому что это — весело! Когда делаешь что-то полезное — лучше себя чувствуешь.

— Спасибо, Кирилл, и успехов в этом новом году!

Елизавета Садкова,
OK-inform.ru. 06.01.2014 г.