Сергей Федоров: Как создать в России новую экономику

— По словам Президента РФ Владимира Путина, «нам нужна новая экономика… Иметь экономику, которая не гарантирует ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния – не позволительно». Что же потребуется для помощи главе государства в создании такой экономики?

Первое. Реформировать действующую систему государственного и муниципального управления.

Сегодня 67% налогов поступают в федеральный бюджет и затем распределяются по субъектам федерации. Совершенно обоснованно региональные элиты тратят свое время на выстраивание отношений с федеральным центром, а не на развитие собственного предпринимательства. Еще хуже обстоит дело на местах. Например, в Санкт-Петербурге. Город состоит из 18 районов. Количество денег, поступающих в распоряжение главы администрации района, зависит от его договоренностей с профильным вице-губернатором и финансовым комитетом, а не от того, как работает и чувствует себя бизнес на этой территории.

Я депутат 4-х созывов в Петродворцовом районе. Число малых предприятий, работающих здесь, за последние пять лет не увеличилось, а денег район получил из города в 10 раз больше. Зачем при таком результате районным чиновникам беспокоиться о развитии малого и среднего бизнеса? Введение в районах бюджетных счетов, пополняемых предприятиями, позволит через год определить, как реально развивается экономика на местах. Необходимо ввести в районных администрациях отделы поддержки промышленности и предпринимательства и должность заместителя главы по экономике.

Созданная в Санкт-Петербурге структура из 111 муниципальных образований не эффективна по теории управления. Необходимо сократить число муниципалитетов до числа районов. Взаимодействие районных советов с администрациями создаст мощный импульс развитию территории. Через год после введения бюджетных счетов следует ввести дополнительные оплаты чиновникам районных администраций, соответствующие эффективности работы бизнеса на подведомственной им территории.

Второе. Реорганизовать работу естественных монополий.

Государственные монополисты тормозят развитие экономики, препятствуют становлению малого и среднего бизнеса. Доступ к услугам электроэнергетики в России определяется постановлениями Правительства РФ №№ 861, 530, 334, 759 и некоторыми другими. Мне не известны субъекты малого и среднего бизнеса, способные выполнить все указанные в данных постановлениях требования. Комитет по тарифам Санкт-Петербурга обязывает предпринимателей за каждый киловатт присоединенной мощности заплатить от 18 до 40 тыс. рублей в ОАО «Ленэнерго». После оплаты вы получите технические условия на присоединение, выполнить которые сможете только у указанных монополистом компаний. Стоимость работ в таких компаниях в десятки раз выше рыночных. В результате 80% малых предприятий не имеют договоров на подключение к электросетям. Постановление Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 г. ведет к взрывоопасной ситуации, так как организации, не имеющее договоров на электроснабжение, будут платить за электроэнергию в зависимости от толщины вводного кабеля.

По нашему мнению, распоряжение Дмитрия Медведева № 1144 от 30.06.2012 г. (Дорожная карта по энергетике) выполнить невозможно.

Не лучше обстоят дела с «Водоканалом Санкт-Петербурга». Монополия при поддержке чиновников разделилась на две: одна ведает водоподведением, вторая – водоотведением. Анализ предъявленного счета №7021490181 от 31.08.2012 г. ГУП «Водоканал СПб» малому предприятию «АСК» показывает, за что в реальности платят потребители воды. За потребляемую воду 17 829 руб., за ее отвод 20 727 руб. За то, что идут дожди – 173 850 руб., и еще 147 877 руб. за то, что ГУП ввело понятие «инфильтрационный сток» – неорганизованные дренажные воды, поступающие в системы канализации через неплотности сетей и сооружений. Итого: за потребленную и отведенную воду платим 38 557 руб. плюс 321 727 руб. – за дожди и неведомые инфильтрационные воды. Малый бизнес города принял решение выдвинуть Комитет по тарифам совместно с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на Нобелевскую премию в области физики. В связи с открытием ими инфильтрационных стоков и нового круговорота воды в природе, когда осадки не испаряются, а все сотни кубометров воды попадают в цельную, герметичную трубу диаметром около 200 мм.

В разгар мирового экономического кризиса чиновники в декабре 2008 года вводят оплату на подключение к теплоснабжению на территории Санкт-Петербурга. Комитет по тарифам своими распоряжениями №154-р,155-р устанавливает минимальную стоимость подключения в размере 6 211 000 руб. плюс НДС. А дальше все, как у энергетиков, включая выполнение техусловий у указанных монополией компаний.

Ситуация с подключениями к сетям «Газпрома» аналогична. Именно поэтому многие пожары на предприятиях сферы обслуживания происходят с взрывами газовых баллонов. Предприниматели не могут присоединиться к газовым сетям.

Список удивительных для экономики нормативных актов можно продолжить. Создается впечатление, что кто-то пытается поставить нас на колени без применения военной силы. Проведенный Ассоциацией промышленников и предпринимателей анализ показал, что топ-менеджеры госмонополий и чиновники профильных комитетов города – единая корпоративная структура.

Без наведения элементарного порядка в вопросах функционирования российских монополий нам не создать ни новой инновационной экономики, ни новых высокотехнологичных 25 млн рабочих мест. Подключение к сетям монополий должно стать бесплатным, как во всех странах Европейского союза.

Третье. Коррупция приобрела абсолютный, системный характер. Существующая правоохранительная система не защищает частную собственность. Рейдерские нападения зачастую осуществляются чиновниками при поддержке правоохранительных органов. 159 статья УК РФ (мошенничество) применима практически для любого вида хозяйственной деятельности. Для борьбы с коррупцией необходима специальная и федеральная, и региональная программа. Плюс специальное, новое подразделение силовиков по борьбе с коррупцией. Аналоги – опричники Малюты Скуратова у царя Ивана Грозного или тайная канцелярия Ягужинского у Петра Первого.

Четвертое. В результате вступления России в ВТО по нашим оценкам следует ожидать банкротства до 12-15% предприятий малого бизнеса производственного сектора. Следует уже сегодня предусмотреть создание около 12 600 новых рабочих мест только в Санкт-Петербурге для потерявших работу. Это можно сделать путем реанимации губернаторской программы создания 800 магазинов шаговой доступности.

Пятое. Государственная программа поддержки предпринимательства превращена в субсидирование коммерческих структур. В Санкт-Петербурге мы ежегодно раздаем миллиард бюджетных денег. В России, занимающей 132 место в мире по уровню коррупции, такая поддержка неэффективна. Необходимо субсидировать инновационные компании через вузы и объединения предпринимателей, а чиновникам – сосредоточиться на инфраструктурных проектах и создании благоприятной «среды обитания» бизнеса.

Шестое. Для решения задачи вывода России по уровню инвестиционной привлекательности со 120 места на 20 необходимо существенно увеличить административный ресурс структур поддержки бизнеса. На уровне Правительства РФ – это профильный вице-премьер. В Санкт-Петербурге необходима должность вице-губернатора, отвечающего за инвестиционный климат и объединяющего усилия всех структур поддержки.

НАША СПРАВКА

Международный Союз экономистов (МСЭ) – международная независимая неправительственная общественная организация, основана в Болгарии в 1991 году общественными организациями экономистов, экономистами-учеными и практиками, банкирами и предпринимателями из разных стран мира.
В настоящее время МСЭ объединяет представителей из 48 стран, имеет свои официальные представительства и филиалы в 22 государствах. Главные штаб-квартиры организации находятся в Москве (Дом Экономиста) и Нью-Йорке (здание ООН). МСЭ имеет статус Генерального Консультанта Экономического и Социального Совета ООН.