«Молодежь зачастую боится открывать свое дело»

Начиная собственное дело, молодой предприниматель слабо себе представляет, и с какими трудностями он столкнется на бизнес-пути, и на какие преференции со стороны государства может рассчитывать. О том, как сделать дорогу к успешному бизнесу более гладкой, «РБГ» рассказал Андрей Спиридонов, председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России.

— Кто он — современный молодой предприниматель?

— Современный молодой предприниматель — это человек до 35 лет, владеющий малым бизнесом с небольшим штатом сотрудников. Характерной чертой именно молодых предпринимателей можно назвать склонность к риску и внедрению в свой бизнес инноваций. Опрос, проведенный Ассоциацией молодых предпринимателей, показал, что свыше 70% предпринимателей начали заниматься бизнесом в возрасте до 25 лет. Однако надо отметить, что молодежь сейчас не так охотно и активно идет в бизнес, так как зачастую боится открывать свое дело. Молодой бизнес нуждается в поддержке, мы ее по возможности стараемся оказывать — помогаем в организации участия молодых бизнесменов в госзаказе, в получении кредитов в упрощенном порядке, информируем о мерах господдержки малого молодежного бизнеса и т.д. Результаты исследований свидетельствуют о том, что малый бизнес постепенно входит в стадию роста, наблюдается улучшение тенденций в развитии малого бизнеса в России. Есть, конечно, и тревожные моменты. Кроме того, крайне важно, что все больше малых предпринимателей стремятся к внедрению и использованию новых технологий в своей деятельности. Это говорит о том, что наш бизнес становится все более современным.

— В каких отраслях молодежь наиболее активна?

— Отрасль деятельности может быть разная. Как правило, это сфера услуг (рекламные, юридические, охранные услуги) либо мелкорозничная торговля (ларьки, палатки, магазинчики, киоски и т.д.). Вместе с тем уже сегодня выгодно открывать малые инновационные предприятия. Хотя понятно, что, скорее всего, это достаточно долгосрочные проекты.

— Насколько активно участвует молодежь в инновационных проектах?

— Достаточно активно. Молодые люди наиболее активно используют технические новшества современного мира как в своей повседневной, так и в трудовой деятельности. Именно эти обстоятельства и легли в основу создания департамента инноваций Ассоциации молодых предпринимателей России.
Департамент стал удобной площадкой, объединяющей наиболее перспективную часть молодежного бизнеса в нашей стране, стремящегося строить и развивать инновационный, высокотехнологичный бизнес.

— С какими трудностями сталкиваются молодые предприниматели, когда пытаются начать собственное дело?

— Бизнесмен — это всегда первопроходец. Ему как никому другому приходится постоянно преодолевать трудности самого различного рода. Самой большой проблемой для предпринимателей является поиск и удержание клиентов, далее идут поиск инвестиций, поиск кадров, аренда помещения, кредитование и т.д.

— Какую поддержку оказывает молодым предпринимателям государство?

— При недостаточных средствах на открытие бизнеса есть субсидирование процентных ставок по кредитам для бизнесменов, субсидии и гранты на открытие своего дела. Трудности с арендой помещения можно решить в бизнес-инкубаторах, но, к сожалению, не везде они работают достаточно эффективно. Поддержка действующего малого бизнеса выражается в применении специальных налоговых режимов.

— Какие льготы и преференции, по вашему мнению, необходимы для привлечения молодежи в бизнес?

— В 90-х годах была такая льгота для малых предприятий по налогу на прибыль: в первые годы своей деятельности они вообще не платили этот налог. Надо отметить, что далеко не у каждого в первый же год-два окупались с лихвой все вложения, так что бюджет немного терял на этой льготе. Конечно, случались и злоупотребления, но при ряде жестких условий такая льгота была бы, на мой взгляд, эффективна.
Но дело даже не в введении новых льгот — у нас и сейчас хватает полезных для молодых предпринимателей правовых механизмов, вот только знают о них и применяют их в своей деятельности очень немногие. Общедоступное информирование всех молодых людей об этом, может быть, обучение азам экономики, отдельным вопросам хозяйственного и налогового права — это одна из наших важнейших задач.

— Существует миф, что предприниматели стремятся во власть. Это так?

— Я бы сказал, что в последнее время предприниматели стремятся скорее к конструктивному и тесному диалогу с властью.

— Есть ли будущее у среднего и малого бизнеса в России?

— Безусловно! Будущее у малого и среднего бизнеса есть, особенно с такой политикой по господдержке малого бизнеса, которую сейчас проводит государство. И хотелось бы отметить, что важно как можно быстрее внедрять новые технологии, сократить временной период по переходу от сырьевой экономики к инновационной. Для этого каждый предприниматель, принявший решение платить налоги, кормить свою семью, создавать рабочие места, должен участвовать в этом процессе.

Юлия Васильева, «Российская Бизнес-газета» — Карьера и менеджмент, №820 (38)
Публикуется в сокращении

Справка «Новостей малого бизнеса»:
Ассоциация молодых предпринимателей – проект партии «Единая Россия». Учредительная конференция организации прошла в апреле 2008 года. Глава Ассоциации Андрей Спиридонов является одновременно членом координационного совета «Молодой Гвардии Единой России». С 2010 года отделение Ассоциации существует и в Петербурге — «Новости малого бизнеса» сообщали его учреждении.