Виталий Млынчик: «Реализация закона рискует обернуться профанацией»

– В свое время закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» ассоциировался с прорывом к европейским стандартам энергосбережения. Почему же его реализация забуксовала?

– Лично я считаю, что этот закон составлен грамотно, но его реализация требует значительных усилий со стороны различных министерств и ведомств. Напомню, что этот нормативный акт установил необходимость создания энергетических паспортов по итогам проведения обязательного обследования организаций с участием государства или муниципального образования, а также организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн рублей за календарный год. Согласно закону, проводить обследование имеют право организации-члены СРО, они же осуществляют первичный контроль паспортов, а потом передают их на регистрацию в Минэнерго.

Когда в декабре 2009 года вышел в свет закон №261, люди поверили, что у нас в стране возникает новый рынок энергоаудита. Начали создаваться энергоаудиторские компании в расчете покрыть объемный рынок, сегодня их насчитывается около 2 тысяч по стране. Но вскоре мы столкнулись с совершенно иной проблемой – отсутствием работы. Поскольку на деле оказалось, что механизмы для реализации этого закона до конца не продуманы.

– Иными словами – сотни созданных энергоаудиторских компаний сидят без дела?

– С момента принятия закона прошло уже достаточно времени, а работа только-только начинается. Оговорюсь, что рынок энергоэффективности и энергоаудита – сфера малого и среднего бизнеса, это 80% всех организаций, а 20% – компании типа ГУП «ТЭК», «Политех» и т.д.

Сегодня складывается воистину ужасающая ситуация: до окончания сроков проведения обязательных аналитических обследований осталось всего полтора года. Чтобы хоть как-то выжить, энергоаудиторские компании, которые вложили деньги в бизнес, начали заниматься демпингом и делать энергопаспорта за копейки. Сегодня многие из них готовы снижать цены до минимального предела лишь бы хоть как-то «отбить» вложенные средства. Отсюда возникает вторая проблема – поскольку энергоаудит начинает стоить дешево, он опускается на непрофессиональную ступень.

– Сколько, по вашим расчетам, должны стоить энергоаудиторские услуги?

– Поймите, что цена аудита зависит от объема и глубины работ. Но если мы готовы продавать свои услуги за тысячу рублей, то получим соответствующий результат.
Недавно у нас был проведен аукцион на оказание услуг по энергетическому обследованию ветлечебниц. Так вот, все шесть объектов были «проданы» за 200 тысяч рублей! Иными словами, цена обследования одного объекта немногим превысила 30 тысяч рублей, в то время как в соответствии со специальными расчетами стоимость такого энергоаудита должна составлять не меньше 1 миллиона рублей. Получается, что на самом старте работы рынка, стоимость его услуг снижена «до плинтуса». Туда же стремится и качество работы.

– Какие меры могли бы сейчас стать барьером на пути некачественного аудита?

– Экспертиза энергетических паспортов в СРО и их регистрация в Министерстве энергетики. Однако именно здесь возникли самые большие сложности. Приведу пример. Начиная с ноября 2010 года, наша организация отправила уже около ста паспортов на экспертизу в Минэнерго.И ни по одному из документов до сих пор не пришло ни положительного, ни отрицательного заключения! Эти паспорта попросту лежат там пачками и пылятся – как выяснилось, до сих пор не создан кадровый резерв, который мог бы заниматься их проверкой.

А теперь подсчитайте количество СРО по всей России и представьте объемы отправляемой в Минэнерго документации. Так что это, если не завал работы? Какая теперь разница – делать качественный или некачественный паспорт? Все равно результат один и тот же – отсутствие реакции со стороны Министерства!

– Чем грозит провал этой работы для развивающегося рынка энергоаудита?

– Во-первых, профанацией самой идеи энергоэффективности. Люди понимают, что с них «трясут» очередную бумажку и отдают деньги, чтобы ее кое-как «состряпали».

Во-вторых, падением качества работы. И только СРО с системой экспертизы паспортов на сегодняшний день являются единственным барьером на «халявщиков» от энергоаудита.

В- третьих, у нас до сих пор не созданы необходимые рычаги для реализации идеи энергосбережения. Загляните в распоряжение Правительства РФ № 1830-р от 1 декабря 2009 года, которое регламентировало план реализации закона № 261. Данный документ прописал сроки реализации и лиц, которые должны отвечать за своевременное выполнение плана. Практически по всем пунктам работа завалена или находится в зачаточном состоянии. До сих пор не работает ГИС – государственная информационная система учета энергопаспортов. Между тем, эта система крайне важна – заказчик должен иметь возможность посмотреть – зарегистрирован его паспорт или нет. Впрочем, как мы уже выяснили, вопрос с регистрацией тоже висит в воздухе, поскольку делать это, как оказалось, некому.

До сих пор не созданы финансовые инструменты по рынку энергоэффективности, не работает инструмент по реализации энергосервисных контрактов. Совершенно не понятно, как маркировать товары. А вот запрет на продажу лампочек в магазинах работает. Пожалуй, это единственное, что наши чиновники выполнили своевременно, и в срок...

Алла Серова, «Новости малого бизнеса»