Алексей Кондрашов: «Это раньше побеждали «удобные» и «нужные»…

– Трудовая биография Алексея Кондрашова началась как раз с небольшой фирмы…

– Ну да! Это было в 1997 году, в студенческие времена. Мы с однокурсником на двоих открыли юридическую компанию «РусКон», получили лицензию Минюста и даже арендовали офис для приема посетителей. Я был генеральным директором. При этом работали в компании наши преподаватели, которые обладали богатым практическим опытом, чтобы оказывать юридические услуги на должном уровне. Со временем у «РусКона» появился второй офис – в Вырице, на опытном механическом заводе. И тут меня сманили на работу в Контрольно-счетную палату Ленинградской области. Дело было новое, все с нуля. Так я оказался в структуре органов законодательной власти, от бизнеса пришлось отказаться.

– Не жалеете?

– Конечно, на себя работать очень интересно, когда понимаешь, что многое зависит от твоих решений и инициативы. Возможно, не получи я предложение уйти в КСП, жизнь могла сложиться иначе. Но тот короткий предпринимательский опыт помогает мне на нынешнем месте. Ведь Кировский район не совсем однороден. Его условно можно разделить на «промышленный» север – от Нарвских триумфальных ворот до Автово, и «спальный» юг – от Комсомольской площади до проспекта Маршала Жукова.

Здесь невозможно ввести единый регламент, как для Невского проспекта. Приходится дробить территорию, а потом разрабатывать отдельные планы по развитию субъектов малого предпринимательства. Когда я пришел, ситуация была нелучшей. Сразу же создали районную комиссию, пригласили в нее представителей правоохранительных и контрольных органов, глав муниципальных образований. Лично я объезжал улицу за улицей, обращали внимание на каждую точку мелкорозничной торговли, ни одной не пропустили. Теперь гораздо легче говорить об адресной программе. Например, в летний период – это квас, бахчи, выносные столики общепита. Присутствует весь набор. Но выносные столики – только около стационарных кафе, никаких антисанитарных шатров и палаток на газонах.

– В Европе малое предпринимательство формирует от 70% в валовом национальном продукте, а в России…

– Я понимаю, о чем вы хотите спросить. Да, у нас малый бизнес недостаточно развит. Ему тяжело приходится. И конечно предприниматели ждут от государства льготного кредитования, грантов, налоговых преференций. Но если мы посмотрим, почему этот сегмент экономики очень развит за границей, то выяснится – там к нему иначе относятся. Мне посчастливилось некоторое время учиться в Канаде, в провинции Онтарио. Например, решил человек открыть фирму. Он должен представить чиновникам бизнес-план, затем экономическую разработку оценят эксперты. Если все в порядке – открывается грант.

У нас же сфера малого предпринимательства существует во многом хаотично. У меня хватает знакомых, которые работают в малом бизнесе. И они очень переживают, когда увольняется опытный бухгалтер. Потому что от бухгалтера часто зависит, выживет или нет компания в условиях действующего налогообложения.

– А тут еще и коррупция чиновников районного звена…

– Вы не совсем правы. Это раньше можно было решить вопрос через районную земельную комиссию. Критерии размыты, условия непонятны. Словом, кто во что горазд. Вот и побеждали «удобные» и «нужные». Помните, я говорил о том, как мы объезжали торговые точки в районе? Где самострой обнаружили, где павильон в охранной зоне. Пришлось, не скрою, применить административный ресурс, расторгать договоры. С июля этого года в районе выделено 68 земельных участков для организации мелкорозничной торговли.

Сейчас есть другая тенденция. Некоторые ловкие бизнесмены не хотят участвовать в официальных конкурсах, платить реальную ставку аренды. Им проще поставить ларек втихаря. И работает такая нелегальная точка, пока ее не выявят проверяющие. Так что с вопросом несанкционированной торговли нам приходится сталкиваться.

– Кстати, неужели в промышленном районе малый бизнес – это только ларьки и павильоны? А как же небольшие производственные предприятия, которые могут пользоваться хорошей материальной базой, на том же Кировском заводе?

– Как ни странно, структура малого предпринимательства в Кировском районе не слишком отличается от других, менее индустриальных территорий. У нас примерно 22 тысячи предприятий малого бизнеса, ежегодно их число увеличивается в среднем на 5%, а доля налоговых поступлений в бюджет от СМП не превышает 20%. В основном предприниматели занимаются общепитом, торговлей и бытовым обслуживанием населения. На промышленную сферу приходится лишь 13%.

Если вам интересно мое личное отношение к этой сфере экономики, то я рассматриваю малое предпринимательство как обязательный элемент любого свободного рынка.

Игорь Громов, «Новости малого бизнеса», фото пресс-службы администрации Кировского района