Ставка больше чем бизнес

– Олег Олегович, слышит ли сегодня петербургская власть предпринимателей? Стремится ли она к конструктивному диалогу с ними?

– Разумеется, диалог с властью ведется. Более того – власть нас слышит. Могу сказать, что Валентина Матвиенко достаточно снисходительно относится к представителям малого бизнеса и жестко – к чиновникам. Она ставит им конкретные задачи. Выполняются ли они в полном объеме? Увы, нет.

Например, есть очень хороший закон о выкупе помещений, который провела наш губернатор. Часть людей действительно получила собственность и это очень хорошо. Но почему же мы не идем дальше? По логике вещей, если временный объект простоял на земельном участке15 лет, то почему бы его арендатору не дать преференцию – позволить выкупить по рыночной цене и построить капитальное здание? Пусть даже с привлечением кредита. Многие высвобожденные участки не интересны крупному инвестору, ведь там приходится делать слишком большие вложения, а в итоге бизнес получается нерентабельным. Получается, что участки простаивают, но люди, которые могли бы там работать, сидят без работы. Поэтому я считаю, что волей города можно изменить ситуацию, сложившуюся в сфере малого бизнеса.

– Является ли, на ваш взгляд, эффективной деятельность Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга?

– Оттуда тоже идет определенная помощь. Например, председатель Общественного совета Елена Церетели собрала у себя энергетиков и в результате на муниципальном уровне ставки на электроэнергию были снижены на 10%. Поэтому я не могу сказать, что у нас все очень плохо. Программы по поддержке малого бизнеса реально работают. Например, я получил компенсацию по своим затратам на обслуживание кредита, полностью, до копейки. Единственное, что я понимаю, так это зачем портить уже то положительное, что есть?

Согласен, что необходимо развивать инновационные и производственные области. Но ведь к этому вопросу тоже нужно подходить прозорливо, не уничтожая сферу торговли и сферу услуг! Дифференцированный подход к каждому объекту малого бизнеса, бережное отношение к каждому рабочему месту. Вот чего не хватает нам в отношениях с городской властью, подчеркиваю, именно с городской. На уровне района серьезных проблем бизнес, как правило, не встречает…

– Какие проблемы сегодня актуальны для малого бизнеса Красносельского района?

– Они общегородские. Самая важная проблема – это электроэнергия. Энергетические компании начали отпускать энергию по свободным ценам, поэтому, сегодня стоимость одного кВт доходит до 4 рублей 75 копеек. При таких ценах на электроэнергию конкурентоспособность малых предприятий сводится на нет.

Отдельный вопрос – порядок оформления договора со сбытовыми компаниями. Парадоксально, но он требует практически 100% попадания в цифры. Например, если сбытовая компания закупила мощности на 100 кВт, а ты запросил у них всего 90%, то компания оказывается в минусе на 10%. Получается, что она заплатила за них свои деньги. Иными словами, при закупке энергии предприниматель исходит не из того, сколько энергии ему реально понадобится, а пытается подстроиться под интересы сбытовиков электроэнергии. И это наряду с тем, что в тот же Китай мы отпускаем электричество на порядок дешевле!

Вторая проблема – налоги. Как вы знаете, с начала года произошло увеличение страховых взносов для малого бизнеса до 36%. Это поставило в тупик многих предпринимателей. Теперь все думают – что делать? Уходить в «серые» зарплаты? Или продолжать работу на грани рентабельности?

Третья проблема – изменение ставок КУГИ на землю. В результате этого новшества выиграли единицы, а пострадали сотни бизнесменов. Например, в моем автосервисе ставка повысилась на 15%. У тех же предпринимателей, которые занимаются содержанием кафе, ставка возросла аж до 70%.

Все эти аспекты в совокупности приведут к тому, что предприятия будут разваливаться или закрываться, поскольку содержать их станет не выгодно.

– Как обстоит вопрос с альтернативными местами для бизнесменов?

– Этот вопрос станет актуален через год, когда начнут сносить временные павильоны. Я имею в виду мелкие комплексы, для которых сегодня закон четко прописывает параметры по площади и высоте. Вплоть до этого года, на объекты, построенные до постановления правительства, распространялся мораторий. С 2012 года новые требования будут распространяться на все здания.

– К чему это приведет?

– По району насчитываются десятки предприятий, которые не подходят под новые параметры. Например, в соответствии с постановлением правительства Санкт-Петербурга, высота помещения кафе теперь не должна превышать 4 метров. В магазине она не должна быть больше 6 метров. Но ведь всем известно, что зачастую кафе у нас совмещены с объектами торговли. То есть половина павильона будет 4- х метровая, а вторая половина – 6-метровая?

Или еще один пример. В конце проспекта Народного Ополчения работает автосервис площадью 700 квадратных метров. В соответствии с новыми правилами от него нужно будет «отпилить» 400 квадратных метров. А это невозможно, поскольку его структура не предусматривает подобной перепланировки. Таким образом, автосервис придется закрыть. То же будет происходить и с другими объектами.

– Вы доносили эти проблемы до властей Петербурга?

– Да, они неоднократно обсуждались с представителями власти. В ходе прошлогоднего Форума малого предпринимательства я обратился к Валентине Ивановне Матвиенко с просьбой разобраться в вопросах временных объектов. Она дала поручение Михаилу Осеевскому. Прошло несколько заседаний, но никаких реальных шагов к разрешению данного конфликта предпринято не было. Самое обидное, что все прекрасно понимают ситуацию, однако никто ничего не хочет менять. Поэтому вряд ли малый бизнес сейчас будет развиваться семимильными шагами.

– Тем не менее, статистика отмечает рост малых предприятий по Петербургу…

– Полагаю, что количество фирм сегодня на 10% ниже по сравнению с тем же периодом 2009 года. По статистике, у нас, несомненно, наблюдается рост. Скорее всего, он происходит за счет игры цифр. Если мы будем говорить про зарегистрированные предприятия, то здесь, зачастую, человек бросает свой бизнес, но физического закрытия, как такового, не происходит. Предприятие остается, кто-то открывается, поэтому цифры идут в рост.

– И все же вы оптимистично смотрите в будущее?

– Я не оптимист и не пессимист, я реалист. Поэтому реально оцениваю то, что происходит в городе и в районе, в частности.

Алла Серова, «Новости малого бизнеса»