Анатолий Гавриленко: «Многие поддерживают идею консультационного обслуживания малого бизнеса»

Прощальный индекс
Анатолий Гавриленко считает объединение бирж недостаточно продуманным

Две российские биржи — РТС и ММВБ — готовятся стать единым целым. Как будет проходить их слияние? К каким последствиям это приведет для акционеров и сотрудников, международных брендов (например, индекса RTS) и биржевых продуктов? Президент Российского биржевого союза Анатолий Гавриленко считает, что нам еще предстоит столкнуться со сложными коллизиями.
— Анатолий Григорьевич, на какой стадии находится объединение двух бирж? Что уже достигнуто?
— В начале февраля биржа РТС практически утратила самостоятельность. Пять акционеров РТС — Альфа-Банк, «Атон», «Ренеcсанс», «Да Винчи капитал» и «Тройка Диалог» — подписали документ о согласии продать свои акции в пользу биржи ММВБ. Пока юридической силы эта бумага не имеет и носит конфиденциальный характер. Остальные акционеры РТС никаких предложений не получали и официальной информации о сделке не имеют. К 15 апреля покупатель в лице ММВБ должен будет закончить проверку, определяющую финансовое состояние РТС. На данный момент, остается только гадать о дальнейших судьбах трудовых коллективов биржи РТС и ее дочек, ее брендов, в том числе индекса РТС, отношений с партнерами и клиентами, соглашений и договоров биржи.
— Достижения РТС — срочный рынок, центральный контрагент — получат какое-то дальнейшее развитие?
— Пока непонятна судьба этих рыночных продуктов. Не очень ясно, ММВБ хочет развивать эти продукты или похоронить их, чтобы не мешали развивать свои. Многое зависит и от структуры сделки. Часть активов, которые обещаны к продаже ММВБ, находятся на балансе некоммерческого партнерства РТС. А это не акционерное общество, и его продать нельзя.
— Это собственность около 150 компаний, которые входят в НП. Как я знаю, на балансе НП находится около 4% привилегированных акций РТС и ряд программных продуктов. И как это все будет, и будет ли вообще, передаваться из некоммерческого партнерства, сказать достаточно сложно, поскольку одно дело, когда пять акционеров договорились заработать, продав свои акции, и другое, когда необходимо решение большинства членов НП, не имеющих право извлекать коммерческую выгоду для своих компаний. Вот одна из коллизий, которая может возникнуть в ближайшем будущем.
— Объединение двух бирж для рынка будет положительным результатом?
— Смотря, что считать рынком. Если рассматривать вопрос построения Международного финансового центра в России, то, за отсутствием других достижений в этой области, слияние двух бирж может быть представлено властями как реальный шаг в нужном направлении. Но, на мой взгляд, РТС продавать еще рано. Именно рыночные принципы организационной структуры и работы биржи дали ей возможность достичь таких успехов за последние годы. Но если срочный рынок можно назвать состоявшимся (хотя и тут все непросто), то РТС-стандарт еще довольно сырой продукт, который требует доработки. Я не против объединения, я против недостаточно продуманного объединения. Площадки, на мой взгляд, нужно объединять по другому принципу. Не раздавать биржевой капитал акционерам, а консолидировать его, обменявшись акциями, к примеру, создав совместный холдинг под управлением наблюдательного совета над двумя биржами, в который вошли бы представители государства, участники рынка и, даже регулятора. Этот наблюдательный орган и мог бы руководить сближением, взаимодействием и координацией работы этих биржевых площадок. А пока я вижу только хитроумные попытки некоторых акционеров, использовавших сомнительную, по своей пользе для рынка, инициативу отдельных государственных чиновников, просто заработать побольше денег. И, как всегда, это подается как защита экономических интересов страны. И то, что отсутствие конкуренции на национальном рынке реально осложнит работу сотням компаний и миллионам их российских клиентов, никого не волнует. Побеждает тезис о необходимости конкуренции с западными площадками. И никого не пугает возможный выбор наших граждан в пользу работы на Западе. Пример нашего автомобильного рынка чиновников не учит.
— На рынке предстоит еще одно слияние — регуляторов ФСФР и Росстрахнадзор. В одних руках системы надзора станет лучше?
— Участники рынка, поскольку на этот процесс повлиять не могут, относятся к подобным инициативам спокойно. Сейчас надзор на финансовых рынках находится в трех организациях — ФСФР, Центробанк и Росстрахнадзор. Если две из них объединятся, то все равно остается два регулятора. У большинства банков как было два надзорных органа, так и останется — ЦБ и ФСФР. И слияние двух служб этой коллизии не решает.
— Недавно прозвучала идея создания системы финансовых консультантов для малого бизнеса? В чем она заключается?
— Наверное, это отчасти моя инициатива. При нынешних требованиях к созданию и работе финансовых компаний наш рынок в регионах практически зачах. Поэтому я предлагаю всячески развивать работу консультантов начиная с Москвы. Активизация деятельности финансовых консультантов, создание подобных консультационных представительств способны не только существенно развить финансовый рынок в регионах и повысить финансовую грамотность населения, но также оказать профессиональную помощь бизнесменам и предприятиям. Так, сегодня представителям малого и среднего бизнеса приходится прикладывать немало усилий, чтобы самим разобраться в принципах инвестирования, порядке и возможности привлечения капитала. Российский финансовый рынок сегодня достаточно организован, профессионален и благополучен для того, чтобы в том числе оказывать консультационную помощь малому бизнесу, а не только заниматься ведением крупных сделок по слиянию и поглощению наших монополий. На сегодня есть принципиальная договоренность с Московской торгово-промышленной палатой о создании нескольких финансовых консультационных пунктов. Я надеюсь, что они начнут работать уже в марте этого года.
На первом этапе это будут, скорее всего, советы и консультации малым предприятиям. У нас достаточно возможностей, чтобы организовать бесплатное консультирование представителей малого бизнеса по простым финансовым вопросам. Если же какие-то вопросы потребуют более детального и серьезного отношения, то тогда будем решать, как поступить в каждом отдельном случае. Многие поддерживают идею консультационного обслуживания малого бизнеса. Создание двух таких консультационных пунктов уже предусмотрено: в Центре международной торговли (ЦМТ) и в помещении самой Московской торгово-промышленной палаты. Сюда, в определенное время, сможет позвонить или прийти любой бизнесмен задать вопрос и получить квалифицированный ответ.
— Закон об инсайде вступил в силу. Изменилось что-то на рынке?
— Пока нет. Для того, чтобы закон об инсайде заработал, как на Западе, нужна продолжительная работа целого подразделения в штате ФСФР, которое бы внимательно изучало совершение сомнительных сделок. На сегодняшний день существует система мониторинга многих операций, которые проводятся компаниями на фондовом рынке. Система дает информацию надзорному органу в лице ФСФР России, и служба ее анализирует. ФСФР вправе затребовать объяснения у компаний по поводу тех или иных сделок, но это будет относиться к вопросу не столько инсайда, сколько манипулирования. Для доказательства инсайда нужна целая разведывательная служба, чтобы отследить всю цепочку передачи информации. Это требует определенных полномочий и времени, а также определенного навыка. А этого у нас пока нет. Факт инсайда доказать очень сложно.
— Вопрос финансовой грамотности. Говорится много, а деньги опять понесут в МММ?
— Первая финансовая пирамида Мавроди закончилась в 1994 году. И после этого у государства было достаточно много времени, чтобы понять, насколько важно не допустить создания предпосылок для новых финансовых пирамид. Однако каждый год появлялись если и не МММ, то не менее сомнительные финансовые схемы по отъему денег у людей. Сегодня в России существует достаточно большое количество различных финансовых пирамид. В них вовлечены сотни тысяч наших граждан, теряя каждый год миллионы своих с трудом заработанных денег. И лишь в 2006 году государство по инициативе Всемирного банка обратилось к теме финансовой грамотности. Но потребовалось пять лет, чтобы перевести этот вопрос в практическую плоскость.
На недавнем заседании правительства было наконец решено начать финансирование этой программы. Предварительная сумма — 113 млн. долларов сроком на пять лет. Самая сознательная часть нашего рынка — финансовые консультанты, инвестиционные и управляющие компании, биржи, пенсионные фонды — эту тему подняли намного раньше. Эти компании только за 2010 год уже израсходовали более 30 миллионов рублей собственных средств на повышение финансовой грамотности населения. Благодаря инициативе ФСФР России уже в 2008 году была создана Экспертная группа по финансовому просвещению при ФСФР России, куда вошли представители ФСФР России, известных учебных заведений, фондовых бирж, научного сообщества и другие.
Экспертная группа уже провела две недели финансовой грамотности в рамках проекта «Неделя финансовой грамотности в регионах России». Проект охватил в общей сложности 14 городов Урала, Поволжья и Юга России, и в нем приняли участие более 12 тыс. человек — школьников, студентов, учителей, частных инвесторов и др. 25-26 марта дни финансовой грамотности пройдут в Твери, а 4-8 апреля в городах Краснодарского края. И все это уже по инициативе и при поддержке соответствующих администраций городов и областей.

Людмила Морозова,
«Российская Бизнес-газета», №790 (8) от 01.03.2011