Половина «малышей» занята в потребительском рынке

— Анна Леонидовна, расскажите, пожалуйста, об итогах развития потребительского рынка в прошлом году.

— Сегодня потребительский рынок Петербурга – один из крупнейших в России. Он включает в себя порядка 16 тысяч предприятий розничной торговли, 7 тысяч организаций общественного питания и почти 8,5 тысяч бытового обслуживания. Функционирует 171 комплекс мелкорозничной торговли, 22 рынка (из них 16 специализированных, по реализации сельскохозяйственной продукции), а также более 3 тысяч отдельно стоящих объектов мелкорозничной торговли, число которых в летний период увеличивается более чем на 50 %.

По предварительным данным Петростата, объем оборота потребительского рынка в прошлом году составил порядка 700 млрд рублей, а сеть объектов потребительского рынка увеличилась на 700 объектов. Формируя порядка 24% валового регионального продукта, он обеспечивает рабочими местами каждого пятого занятого в городском хозяйстве. До половины всех субъектов малого предпринимательства (СМП) трудится именно в сегменте оптовой и розничной торговля, ремонта автотранспортных средств и бытовых изделий.

— Удовлетворены ли Вы темпами развития малого бизнеса в сфере потребительского рынка?

— Тот прирост, о котором я сказала ранее, произошел преимущественно за счет малого бизнеса. И именно за счет малого бизнеса мы ожидаем основного развития данного сегмента в ближайшем будущем. Так, одним из приоритетных направлений нашего блока является развитие сегмента магазинов пешеходной доступности (МПД), которые призваны сгладить неравномерность распределения торговых площадей по территории города. Все МПД, открываемые в рамках городской программы, расположены в местах, где ощущается нехватка объектов торговли. А для привлечения коммерсантов – и, прежде всего, я говорю о малом бизнесе – в эти экономически невыгодные места город выделяет земельные участки сроком на 10 лет и субсидии на возмещение части арендной платы.

Хотелось бы еще напомнить, что в этом году произойдет знаковое для малого бизнеса событие – на месте бывшего ТК «Хасанский» будет построена первая очередь нового рынка. Его общая площадь составит порядка 18 тыс. кв. метров. В нескольких корпусах планируется разместить сельскохозяйственный рынок, оснащенный лабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы, вещевой рынок и отдел автозапчастей. Ставки арендной платы за торговые места будут минимальными и определятся после расчета предполагаемой себестоимости эксплуатационных затрат по содержанию объекта. В первую очередь договора аренды будут заключены с бывшими арендаторами Хасанского рынка, для которых арендная ставка будет минимальной. В настоящее время такие соглашения подписаны со 151 предпринимателем, более 100 из них сегодня осуществляют деятельность в комплексе мелкорозничной торговли «Ириновские ряды»

— Председатель КЭРППиТ Евгений Елин считает, что город должен поддерживать только производственный малый бизнес. Как, по-вашему, нуждаются ли в поддержке владельцы ресторанов, предприятий бытового обслуживания, небольших магазинов. И чем город готов им помогать?

— Действительно, большинство городских программ поддержки рассчитаны на малый бизнес, занятый в производственной или инновационной сфере. И я думаю, что это правильно. Это приоритетные направления развития российской экономики.
Поддержка малого бизнеса, связанного с потребительским рынком должна выражаться в другом. Задача города создать комфортные условия для ведения бизнеса, снизить административные барьеры, облегчить работу с монополистами. И в этом плане Петербург – один из самых продвинутых городов. Весной город сделает очередной шаг навстречу малому и среднему бизнесу. В городе откроется «единое окно» для предпринимателей, в котором они на первых этапах смогут получить услуги, оказываемые нашим комитетом, а затем и всех остальных органов исполнительной власти. Это позволит в значительной мере сократить временные издержки малого бизнеса на получение необходимых разрешений, лицензий и других документов.

Кроме того, в городе успешно реализуется План мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства на 2008—2011 годы, Программа «Открытое небо». В рамках Плана мероприятий были реализованы 16 специальных программ и порядка 20 мероприятий, в том числе и для тех СМП, которые заняты в сфере потребительского рынка. Для этих целей из бюджетов разных уровней в 2010 году было выделено 899,6 млн рублей. В том числе 621,6 млн рублей из бюджета Санкт-Петербурга и 278 млн рублей привлечено из федерального бюджета. Данные бюджетные средства были освоены в полном объеме.

— По мнению председателя совета СПб Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова, в настоящее время все законы в стране принимаются исключительно в интересах крупных корпораций и чиновников, а малый бизнес, особенно в сфере потребительского рынка, находится на грани уничтожения. Что Вы можете сказать в опровержение данного утверждения?

— Если б это было так, то мы бы не увидели той устойчивой тенденции к росту количества СМП, которую наблюдаем в Санкт-Петербурге в последнее время. Только за 10 месяцев 2010 года количество СМП возросло на 32,8 тыс. и составило 309,2 тысяч. При этом до половины СМП занято именно в сегменте потребительского рынка.

— А каков общий оборот малых предприятий в сегменте потребительского рынка?

— Оборот малых предприятий в сфере оптовой и розничной торговли, ремонте автотранспортных средств и предметов личного пользования в 2010 году составил 457 миллиардов 887 миллионов рублей, инвестиции в основной капитал – 562 млн рублей. Оборот малых предприятий в таких видах экономической деятельности, как гостиницы и рестораны, достиг 7,9 млрд рублей.

Лилиана Глазова, «Новости малого бизнеса»