– В настоящее время в нашем городе разработана и реализуется программа поддержки малого предпринимательства. Из городского бюджета на три последующих года выделено 2774 млн. рублей. Многое сделано, но еще больше необходимо сделать.
На фоне последствий экономического кризиса такие законодательные «новшества», как замена единого социального налога на страховые взносы, повышение в разы арендной платы за занимаемые земельные участки, существенное увеличение тарифов естественных монополий, введение новых технических регламентов (например, пожарный) вызывают в предпринимательской среде обоснованные тревоги.
А ведь диверсификация российской экономики, развитие инноваций, модернизация реального сектора невозможны без создания элементарно благоприятных условий для возникновения и функционирования субъектов малого предпринимательства. К сожалению, существующая городская система управления тормозит развитие предпринимательства.
Размер бюджета района города не зависит от экономического климата в районе, и в результате поддержка малого бизнеса носит формальный характер. Обращения субъектов малого предпринимательства в районные администрации за конкретной поддержкой, например, по вопросам технологического присоединения к электросетям, включения в адресные программы защиты от недобросовестных чиновников, зачастую остаются без внимания.
Думаю, ответственность районных администраций за развитие малого и среднего бизнеса станет ощутимее, когда у района будет свой бюджет, наполняемый и от малых предприятий, работающих на территории района, а не только формируемый за счет средств, спускаемых сверху.
С сожалением должен констатировать, что муниципальные образования Санкт-Петербурга (их 111) – это слабо работоспособная система. Для повышения эффективности было бы правильно провести их укрупнение (до восемнадцати) и расширить их полномочия.
– Что, на ваш взгляд, является главным тормозом на пути развития малого бизнеса?
– Это, несомненно, монополисты, которые опираются на действующее федеральное законодательство. Например, энергетики – на 530 и 861 постановления Правительства РФ. Именно эти постановления определяют порядок подключения субъектов малого и среднего бизнеса к энергосетям. Ассоциации не известно ни одно предприятие малого бизнеса, способное выполнить все эти требования. В результате взятка служит способом преодоления действующего нормативного документа.
Постановления Правительства РФ № 334 и № 759, упрощающие подключение малых предприятий к энергоснабжению мощностью до 15 КВТ, не работают, так как выполнение всех технологических условий потребует от субъекта малого бизнеса от 1,5 до 3 млн рублей. Без наведения порядка в электроэнергетике невозможно решать вопросы развития реального сектора экономики, модернизации.
В настоящее время до 80 % предприятий малого и среднего бизнеса города не имеют прямых и субдоговоров на энергоснабжение. Поэтому для них легче договориться с монополистами, чем пытаться отстаивать свои права.
Другая проблема – рейдерство. Существуют две основные его разновидности: со стороны частного бизнеса и со стороны чиновничества. Причем рейдер-чиновник при решении задачи захвата чужого имущества широко использует административный ресурс, правоохранительные и фискальные органы.
– Что же делать?
– К сожалению, закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства города» носит рамочный характер. Его необходимо доработать, внести положения, обеспечивающие создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства и его защиту от монополистов и недобросовестных чиновников.
Действующие программы поддержки предпринимательства нуждаются в корректировке. Руководствуясь ими, реально помочь лишь нескольким сотням малых предпринимателей из 290 тысяч.
Очевидно, что необходимо сосредоточить государственную поддержку на инфраструктурных проектах, обеспечивающих создание благоприятной среды функционирования малого предпринимательства, а адресную поддержку осуществлять в основном для инновационных компаний.
Беседовал Андрей Городнов,
ТПП-Информ, 14.12.2010