Олег Коломийченко: Малый бизнес – под сильным давлением

– Особое внимание ФАС сейчас уделяет повышению цен на продукты. Как обстоит с этим дело в Петербурге? Какие группы товаров вызывают особенную озабоченность горожан (по количеству обращений к вам), какие случаи удалось доказать вашим сотрудникам?

– В рамках исполнения поручения ФАС России Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу с начала лета усилило контроль за поведением хозяйствующих субъектов на соответствующих товарных рынках. Особое внимание оказывается мониторингу рынков основных социально-значимых товаров, цель которого – выявление фактов необоснованного роста цен на продукты питания, связанного, в том числе, с ажиотажным спросом и желанием отдельных хозяйствующих субъектов воспользоваться ситуацией для оправдания роста цен.

– Вами возбуждено дело о незаконном повышении цен на гречку. Расскажите поподробнее, пожалуйста, и сможете ли вы добиться снижения цен обратно?

– На сайте Управления было размещено обращение к жителям Санкт-Петербурга с просьбой сообщать о фактах значительного повышения цен на продукты питания. Наибольшую озабоченность петербуржцев, о чем свидетельствуют обращения в антимонопольный орган, вызывает повышение розничных цен на фасованную муку и гречневую крупу.

– Каковы мои действия, если я вижу явные признаки ценового сговора в близлежащих продовольственных магазинах?

– Во избежание необоснованного роста цен на товарных рынках продуктов питания Санкт-Петербургское УФАС России в настоящее время проводит внеплановые проверки обоснованности повышения отпускных цен поставщиков гречневой крупы, а также предприятий мукомольной промышленности Санкт-Петербурга.

Специалистами Управления проведено исследование динамики закупочных и розничных цен на гречу в организациях розничной торговли. Было установлено, что повышение розничных цен на крупу гречневую, произошедшее в течение августа в организациях розничной торговли Санкт-Петербурга, содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно признаки согласованных действий, которые привели к установлению цен, наценок.

Санкт-Петербургским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Агроторг», ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК», ООО «реал-Гипермаркет», ООО «Лента», ЗАО «ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ», ООО «О'КЕЙ» части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в установлении цен и наценок на крупу гречневую. Рассмотрение дела назначено на 26 октября 2010 г.

– Насколько в целом эффективным оказался «Закон о торговле» для того, чтобы ограничить влияние торговых сетей?

– Ограничивать влияние торговых сетей – не самоцель. Пусть торговый бизнес развивается, в том числе крупный. Ограничивать торговые сети нужно только в тех случаях, когда они начинают злоупотреблять своим влиянием, или, говоря профессиональным языком, злоупотреблять рыночной силой. Прежде всего, это наблюдается по отношению к некоторым группам поставщиков продовольственных товаров со стороны наиболее крупных торговых сетей. «Закон о торговле» ограничил торговые сети в использовании целого ряда инструментов, при помощи которых оказывалось давление на поставщиков – различных бонусов, премий, которые должны платить поставщики, платы за присутствие товара на полке. Установлены предельные сроки оплаты товара поставщикам.

Однако у сетей остались другие инструменты перераспределения дохода в свою пользу. Это, прежде всего, цена товара, а также, например, необоснованно высокие штрафы за мелкие нарушения договора поставщиком. Сейчас многие поставщики говорят, что торговые сети не уступают им в экономических условиях договора, просто способы давления становятся другими. Нужно дальше совершенствовать законодательство. При этом нужно думать скорее не о запрете тех или иных конкретных договорных практик, всего все равно не учтешь, а об экономических критериях злоупотребления рыночной силой как таковой, применительно и к торговле, и к поставщикам.

Кроме того, нужно развивать конкуренцию в торговле, чтобы реже возникала излишняя рыночная сила у отдельных торговых сетей, а у поставщика был выбор, кому сбывать продукцию.

– Один из российских сотовых операторов подключает людям услугу «гудок» самовольно, хотя люди не заказывали такую услугу. А потом оказывается, что у меня со счета сняли деньги. А потом я звонил, и просил мне отключить услугу. Некоторое время, я не знал, почему же с меня снимают деньги. Как с этим можно бороться?

– Для признания в действиях одного из операторов сотовой связи по подключению обслуживаемому абоненту в одностороннем порядке услуги «гудок» признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» злоупотребление доминирующим положением в результате навязывания невыгодных условий договора, необходимо установить доминирующее положение оператора сотовой связи на рынке услуг подвижной (сотовой) связи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

По информации Управления, в настоящее время ни один из действующих операторов сотовой связи на рынке услуг подвижной (сотовой) связи в географических границах Санкт-Петербурга не занимает доминирующего положения на товарном рынке, где могло иметь место предполагаемое злоупотребление.

Тем не менее, следует отметить, что отношения между продавцом и гражданином, использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» и правилами оказания услуг связи, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. Отношения между гражданином и оператором связи при предоставлении услуг подвижной (сотовой) связи регулируются Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ №328 (от 25.05.2005г.).

Функция контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 №314, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора: 191025, Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д.19).

– Ваша служба недавно выпустила отчет, в котором говорится, что за два года на некоторых направлениях цены на авиабилеты подскочили до 300%. Насколько сложно в такой ситуации обязать перевозчиков действовать в рамках закона?

– В настоящее время по заданию ФАС России территориальные управления проводят проверки обоснованности уровня тарифов, установленных авиакомпаниями на услуги по пассажирским авиаперевозкам. В случае установления фактов нарушения антимонопольного законодательства авиакомпанией, доминирующей на определенном маршруте, территориальным управлениям поручено принять меры антимонопольного реагирования. Санкт-Петербургское УФАС осуществляет проверку базовой авиакомпании в аэропорту «Пулково» ФГУП «ГТК России» по установленному ФАС России перечню маршрутов.

– Ежемесячно получаю платежную квитанцию за услуги компании «Северо-Западный телеком» (домашний телефон), содержащее требование о внесении аванса – включении суммы аванса в общую сумму, подлежащую оплате стоимости оказанных услуг. Считаю это вымогательством монополиста по предоставлению услуг стационарной телефонной сети. Есть ли нарушение закона о защите прав потребителей?

– Платежная квитанция, выставляемая ОАО «СЗТ» абонентам за услуги связи до августа 2010, в отношении обязательности внесения включаемого в общую сумму оплаты авансового платежа содержала следующую информацию: «внесение авансового платежа осуществляется абонентом добровольно», а квитанция, форма которой изменена с 01.09.2010 и стала выставляться за услуги связи, оказанные с августа 2010 г. содержит следующую информацию: «сумма аванса рассчитана в соответствии с условиями договора об оказании услуг связи». На обратной стороне новой формы квитанции даны следующие разъяснения: «Графа «Аванс» заполняется в соответствии с условиями договора. По умолчанию, если абонент не осуществил выбора порядка оплаты в договоре, аванс не выставляется».

При указанных обстоятельствах действия монополиста при выставлении аванса не содержат состава нарушения антимонопольного законодательства – навязывание невыгодных условий договора.

Тем не менее, следует отметить, что отношения между продавцом и гражданином, использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» и правилами оказания услуг связи, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. Отношения между гражданином и оператором связи при предоставлении услуг телефонной связи регулируются Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ №310 (от 18.05.2005г.).

Функция контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 №314, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора: 191025, Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д.19).

– Как вы относитесь к обилию секса в рекламе в нашем городе? Это пошлость, искусство или эффективный ход? Нужно ли с этим бороться?

– Обилие такого рода рекламы с элементами эротики удручает. Если же Вы сталкиваетесь с рекламой, которая, на Ваш взгляд, оскорбляет достоинство граждан, вызывает негативные впечатления и, например, расположена в непосредственной близости от образовательных учреждений, – обращайтесь с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу или в городской Общественный совет по рекламе.

– С 1 января 2010 года в поездах пригородного сообщения установлен тариф в размере 30 рублей за первые 20 км вне зависимости от дальности поездки. Возможно это оправдано в условиях города, где есть возможность выбрать между метро, наземным транспортом и электричкой, но привело к существенному подорожанию за городом. Например, станции «Платформа 1, 2, 3», «ст. Посёлок Витебской железной дороги» находятся на расстоянии от 2 до 8 км от жд станции Вырица, где находится больница, почта, сберкасса, школа, администрация; никакого альтернативного транспорта кроме железной дороги нету. Съездить в аптеку туда и обратно за 60 рублей довольно накладно, в то время как в городе есть выбор на чем ехать.

– ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания», осуществляющее в настоящее время на территории Санкт-Петербурга железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, Федеральной службой по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте и является субъектом естественной монополии, что в соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона «О защите конкуренции» определяет его доминирующее положение.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе установление монопольно высокой цены товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с абз. 4 п. 6 «Положения об участии органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий», утвержденного постановлением Правительства РФ №950 (от 10.12.2008г.), государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Согласно п. 9 Положения, контроль за установлением органом регулирования тарифов возложен на Федеральную службу по тарифам (адрес: 109074, г. Москва, Китайгородский пр., д. 7).

В соответствии с п. 3.8. ст. 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1346 (от 13.09.2005г.) полномочиями по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и по осуществлению контроля за деятельностью естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении с 12 мая 2009г. наделен Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (адрес: 191023, СПб, ул.Садовая, д.14/52. лит.А, телефон: 576-2150).

Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга № 230-р «Об установлении тарифов на железнодорожные перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Санкт-Петербурга на 2010 год» (от 14.12.2009г.) установлен «посадочный тариф на проезд пассажиров в поездах пригородного сообщения на территории Санкт-Петербурга за первые 20 километров вне зависимости от дальности поездки» в размере 30 руб. и «за каждый последующий километр после 20-го» в размере 1.50 руб.

ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» не устанавливает тариф на перевозки пассажиров в пригородном сообщении самостоятельно, а применяет тариф, установленный уполномоченным органом регулирования субъекта РФ – г. Санкт-Петербурга, что соответствует нормативным правовым актам, регламентирующим порядок ценообразования на пригородные железнодорожные перевозки.

Учитывая изложенное, Санкт-Петербургское УФАС России не имеет оснований для применения мер антимонопольного реагирования, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 6 ФЗ «О защите конкуренции», не признается монопольно высокой цена товара, определенная органом регулирования естественной монополии.

Рассмотрение вопросов о ценообразовании на услуги пригородных железнодорожных перевозок относится в компетенции Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, на законных основаниях наделенного полномочиями по государственному регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении.

– В США если фирма становится слишком большой, ее искусственно разделяют. А у нас такое возможно?

– На обывательском уровне существует мнение, что в США, если фирма становится слишком большой, ее искусственно разделяют. На деле речь идет о другом. В США на монопольном товарном рынке, где возможна и желательна конкуренция, фирму при определенных условиях могут действительно разделить. При этом необходимо отметить, что на товарных рынках США много лет спокойно работают такие гиганты, как «Форд моторс компании», «Дженерал электрик», «Боинг», «Майкрософт», «Дельта эрлайнс». Недавно в прессе было сообщение, что американская компания «Дельта эйрайнс» сливается с другой крупной авиакомпанией США, в результате в США будет образован крупнейший в мире авиаперевозчик.

Ранее в российском законе о конкуренции была статья 19 «Принудительное разделение (выделение) коммерческой организации», но статья не работала и ее из закона убрали.

– Процессов на рынке против компаний, которых подозревают в монопольном сговоре много. Доказать их причастность удается далеко не всегда? В чем основная сложность?

– Как правило, решение и предписание антимонопольного органа обжалуется в суде. Бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства, в таких случаях возлагается на антимонопольный орган. Это большая и сложная проблема, поскольку суд по своему усмотрению может те или иные доказательства не принять, а обстоятельства счесть не доказанными.

– Каждый год гостиницы поднимают цены к Петербургскому экономическому форуму. Мой знакомый бизнесмен из США жалуется мне, что ничего не меняется. Отель он снимает за сумму, которая превышает стоимость тех же номеров в другое время в пять-шесть раз. По этому поводу даже Валентина Матвиенко недвусмысленно высказывается. Но ситуация не меняется. Почему?

– Применительно к гостиницам, наши суды считают, что необходимо установить и затем доказать в суде, что повышение цен является результатом именно того, что руководители фирм-владельцев гостиниц согласовали свою ценовую политику на определенный период времени, а не результатом общего для всех фактора – повышения спроса на гостиницы на период проведения форума, хотя в нашей практике, да и в рекомендациях Высшего Арбитражного суда, содержатся и другие способы квалификации (доказывания) согласованных действий.

– Все компьютеры, ноутбуки и мобильные смартфоны продаются с предустановленной операционной системой, которая наверняка включена в стоимость изделия. Это законно?

– Насколько известно, не существует федерального закона, устанавливающего обязанность продавать электронные изделия без предварительной установки операционных систем.

– Мы иногда проводим отпуск «дикарями» за границей, бываем в тамошних магазинах. Скажите пожалуйста, как можно объяснить то, что отличные настоящие не столовые французские вина, стоящие за границей 3,5-5 евро, в наших магазинах стоят в 3,5 а то и в 5 раз больше – 500-700 рублей?

– Существует поговорка: «За морем телушка – полушка, да рубль – перевоз». Говоря серьезно, при перемещении товаров в другую страну в цене товара прибавляются транспортные расходы, таможенные пошлины, а также целый ряд расходов в оптовом и розничном звеньях товаропроводящей сети в той стране, где товар реализуется.

Импортные вина – не предмет первой необходимости, государственное регулирование цен в данном случае отсутствует. Если партия импортных вин по определенной цене выставляется на продажу и не происходит ни затоваривания, ни дефицита продукции, значит, спрос соответствует предложению.

Следует также отметить фактор разницы уровня жизни: что в одной стране широко доступно, в другой стране может быть доступно ограниченному кругу потребителей.

– Петербург, как мы знаем из официальной статистики, – самый сетевой город страны. Здесь доля сетевых магазинов и гипермаркетов доходит до 80%. Интерес сетей понятен, но малый бизнес постепенно исчезает из города. Неужели такая ситуация справедлива?

– Ситуация с малым бизнесом, конечно, несправедливая и во многом искусственная. Он находится под сильным административным давлением. Взять хотя бы недавнюю ликвидацию торговли в остановочных павильонах. Малый и средний торговый бизнес мог бы составлять более серьезную конкуренцию торговым сетям.

– Какие меры для защиты конкуренции в Петербурге, с вашей точки зрения, необходимы в первую очередь?

– Для защиты конкуренции в первую очередь необходимо снижение административных барьеров. Это касается и торговли, и других отраслей. Чтобы легко можно было получить место, помещение под магазин или торговый павильон. Нужно устранить те сложности, которые возникают при подключении объектов к инженерным сетям. Тогда найдется больше граждан, готовых стать предпринимателями, в том числе в торговле. Должно открываться намного больше самых разных торговых точек. В том числе при участии производителей товаров. Свой вклад могут внести и органы местного самоуправления, проводить на своей территории различные ярмарки.

Районные и местные власти должны взять на себя роль защитников любых ростков бизнеса на своей территории, а не создавать для него сложности, поддерживая при этом отдельных «своих» предпринимателей, как это часто бывает.

– Не удивляет ли вас ситуация, когда разные ведомства вроде МВД и местные администрации на сайте госзаказа размещают свои тендеры на покупку золотой сантехники или дорогущих иномарок? Как по закону можно воздействовать на такие случаи? Куда обращаться?

– К функциям Федеральной антимонопольной службы относится контроль за процедурой размещения государственного заказа, определенной Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) и иной нормативно-правовой базой в сфере размещения заказов. Требования Закона о размещении заказов обязывают государственных заказчиков при размещении заказов указывать начальную (максимальную) цену контракта и порядок формирования цены контракта (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей), при этом обязанность обоснования цены контракта в документации о торгах (извещении и проведении запроса котировок) Законом о размещении заказов не предусмотрена и устанавливается государственным заказчиком самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу не наделено полномочиями по оценке эффективности и целесообразности расходования финансовых ресурсов государственными заказчиками. Данные функции возложены на органы Прокуратуры, Счетную палату РФ, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга, Комитет финансового контроля Санкт-Петербурга в рамках соответствующих полномочий.

– Насколько сильно противодействие со стороны заинтересованных сторон (торговых сетей, производителей продукции, топливных компаний, перевозчиков) работе ФАС? Как вы этому лобби противостоите?

– Наша работа предусматривает помимо надзирающих функций широкую деятельность по адвокатированию конкуренции. Мы всегда идем навстречу, если нас просят провести разъяснительную работу, семинары, круглые столы, отвечаем на запросы граждан и организаций, информируем общественность обо всех изменениях, связанных с деятельностью в рамках наших полномочий. Это своеобразная профилактика нарушений, которая приводит к сотрудничеству.

Противостояние возникает на стадии признания нарушения законодательства, и такого рода конфликты решаются в суде.

Я хочу подчеркнуть, что Антимонопольная служба – не карательный орган. Наша задача – приложить максимум усилий для того, чтобы и органы власти, и хозяйствующие субъекты работали в правовом поле, взаимодействовали в рамках действующего законодательства.

Святослав Тарасенко, www.metronews.ru, 13.10.2010