Запрет– прямой путь к коррупции?

Чиновники и предприниматели по-разному смотрят на проявление коррупции. Полярные мнения обозначились при обсуждении общих проблем на мероприятиях деловой программы XVI Форума субъектов малого и среднего предпринимательства…

Для чиновника любой запрет – это шаг к наведению порядка, тогда как предприниматели считают непродуманные запреты прямым путём к взяточничеству. Примерно так следует определить позиции сторон.

Серьёзной проблемой в последние несколько лет стала борьба за вывески. Для предпринимателя вывеска – способ заявить о себе, прорекламировать свой товар или услугу. Для чиновника – это головная боль,ведь задача должностных лиц – чётко регламентировать и контролировать эстетические параметры вверенного их заботам города, думать о благополучии горожан, которых многообразие вывесок раздражает, и о туристах, приезжающих в Северную столицу любоваться её красотами.

Для главного архитектора Владимира Григорьева 5 миллионов петербуржцев и миллионы туристов гораздо важнее, чем 300 000 предпринимателей, что вполне объяснимо, и к проблеме вывесок чиновник относится крайне ответственно.

«Мы слушаем вас, а работаем для жителей, –говорит он. – Первый указ королевы Елизаветы, вступившей на престол, гласил:«Убрать все вывески с парадных улиц города». А мы не убираем вывески, а приводим их в соответствие с регламентами. И если хотим добиться нужного результата, стоит избегать спекуляций. Кстати, в Москве разработан стандарт вывески – 60 см. Если она не превышает этого размера, то её и согласовывать не надо».

Чиновники ждут предложения от бизнеса

Владимир Григорьев сообщил, что на сайте КГА размещён проект изменений в Постановление №40 для публичных обсуждений. Чиновники готовы принять и обсудить все предложения. По его словам, аптечные кресты исчезнут только с 5 главных магистралей города, на всей остальной территории Петербурга они останутся. На центральных улицах будут запрещены консольные вывески, а фронтальные разрешат.

Впрочем, сложность с вывесками упирается ещё в длительность и сложность процедуры согласования. По мнению менеджера по развитию монобрендовой сети макрорегиона «Северо-Запад» департамента «Теле2 Ритейл» ОАО «Теле2 Санкт-Петербург» Василия Беляева, 60 дней на согласование вывески способны убить бизнес. Ведь до начала самого этапа согласования недели три-четыре уходит на её проектирование и изготовление.

«Весь этот период мы консультируемся со специалистами комитетов Смольного, стараемся учесть все их требования, –делится своими соображениями Беляев,– а потом те же люди согласовывают вывеску 60 дней. И отказывают по таким основаниям: неправильно сформулировано место установки, нетиповое размещение. Например,в последний раз потребовали написать «размещение на козырьке», которого у здания нет».

По мнению бизнесмена, нужны понятные правила и короткие сроки согласования.

Крупных застройщиков следует наказывать?

Генеральный директор ООО «Рим» Дарья Ивонина, работающая с компаниями «Setl
City» и «Плаза Лотос Групп» также высказала претензии чиновникам.

«По 11 отказов на каждый пакет документов– это нормально? – вопросила она. – Отказ по причине неправильного адреса размещения. Как он может быть неправильным, если указан в разрешительных документах на строительство?»

Речь в данном случае идёт об отказах на размещение обязательных вывесок на заборах строящихся объектов с информацией о застройщике. За отсутствие такой вывески штрафуют на миллионы рублей. По словам Ивониной, на обращение в Смольный с жалобой на отказы вице-губернатор Александр Говорунов ответил, что никаких нарушений в действиях чиновников не обнаружено. Да и Владимир Григорьев в ответ на выступление предпринимателя бросил реплику: «У «Setl City»доход 20 млрд рублей в год, 3,5% бюджета города, а «Плаза Лотос Групп» и вовсе не является строительной компанией». Получается, что таким компаниям можно отказывать, их можно и нужно штрафовать?

Впрочем, нарушения выявил прямо на заседании рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти Петербурга начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокурор Павел Червяков. Он предложил Дарье Ивониной представить пакет документов со всеми отказами в штаб по административным барьерам при губернаторе и в прокуратуру города.

Пора формировать правовое поле

В свою очередь, глава Комитета по печати Сергей Серезлеев опроверг длительность сроков согласования. По его информации, разрешение на размещение рекламных конструкций ведомство выдает в течение 30-35 дней. И долгов не имеет. Правда,он согласился с тем, что формирование правового поля в этой сфере является главной задачей нынешнего периода. И сообщил, что горожане жалуются на избыток рекламы: за 11 месяцев поступило 30 000 обоснованных обращений.

«Ежегодно мы снимаем от 40 до 60 незаконных конструкций только на одной улице – Рубинштейна, выписываем до 6,5 млн руб. штрафа, и всё же находим общий язык даже с самыми агрессивными предпринимателями, – сообщил чиновник. –Кроме компании «Setl City». Она у нас в чёрном списке».

Возможно, прокуратура сможет разобраться в проблемах одной компании. Однако для улучшения бизнес-климата в городе, что очевидно, следует сформировать понятные всем правила игры. Причём, требования к вывескам и рекламным конструкциям в исторической части города и спальных районах должны быть разными, уверен бизнес-омбудсмен Александр Абросимов.

Лилиана ГЛАЗОВА