Оксана Шульга

Два проекта между собой не связаны

Поправки в Закон об НТО, предусматривающие порядок предоставления альтернативных мест, были разработаны КИО как раз по инициативе бизнеса

ЭТОТ проект был разработан по результатам последнего заседания Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга. Про необходимость предоставления альтернативных участков бизнес говорит давно, задолго до появления проекта о 100-метровой запретной зоне для торговли у станций метро. Ранее такой порядок был. Но после изменения Земельного кодекса в 2015 году, региональный закон, регулировавший этот вопрос, утратил свою силу.

Как известно, сейчас будет предусмотрено предоставление альтернативных мест в случае досрочного расторжения договоров по инициативе города. При установлении 100-метровой запретной зоны подобное расторжение не производится, а договоры продолжат действовать до истечения их срока.

Замечу, что освещение проекта о предоставлении альтернативных мест в СМИ осуществлялось в рабочем порядке, в рамках информационного сопровождения деятельности комитета имущественных отношений в целом. Поэтому о каком-либо «педалировании» этой темы речи не идет.

Могу смело заверить, что принятие поправок в Закон об НТО никак не связано с проектом о 100-метровой зоне, который был разработан летом 2017 года во исполнение поручений Президента РФ о повышении антитеррористической защищенности России и ее субъектов.

СОГЛАСНО п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы государственной власти субъектов РФ осуществляют такое противодействие в пределах своих полномочий. Так, орган государственной власти в пределах компетенции организует разработку и реализацию мер в области профилактики терроризма. В компетенцию КИО входят полномочия по распоряжению и использованию объектами государственной собственности, в частности городскими земельными участками, на которых, в свою очередь, размещаются НТО.

Соответственно, обеспечение антитеррористической защищенности на территории таких объектов непосредственно входит в полномочия КИО, и он, как исполнительный орган власти, в пределах полномочий регулирует порядок размещения торговых объектов. Проект поддержан комитетом по градостроительству и архитектуре на основании положений в Своде правил «Метрополитены», утвержденном Министерством регионального развития Российской Федерации.

Так, согласно СП 120.13330.2012 «Свод правил. Метрополитены» актуализированная редакция СНиП 32-02-2003 охранные зоны следует предусматривать, в частности, над: «подземными станциями независимо от глубины их заложения и под уличными переходами».

На территории города для проектируемых, строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений метрополитена следует устанавливать охранные зоны от воздействия факторов природного и техногенного характера: 100 м в обе стороны от внешнего контура» (п.5.26.14).

Исходя из указанных положений, мы не можем отрицать наличие необходимости установления охранной зоны в 100-метровой близости от станций метро в принципе. Кроме того, предпринимателями, особенно владельцами точек общественного питания, как известно, используется специальное оборудование: газовые баллоны, генераторы и т.д., которое может послужить причиной для возникновения аварии или даже ЧС. А территории, прилегающие к метро – центры скопления больших масс людей. Это все является дополнительными доводами в пользу готовящихся изменений.

БЕЗУСЛОВНО, возникает вопрос о потенциальной угрозе со стороны ТРК, которые находятся непосредственно над вестибюлями. Но принцип размещения таких объектов находится вне зоны компетенции КИО, поэтому какие-либо меры в отношении ТРК мы применять не можем. То же самое касается торговых павильонов или иных объектов, расположенных на территории самого метрополитена.

Относительно того, что в 100-метровой запретной зоне в настоящее время размещено от 608 до 1300 НТО, то эта цифра ничем не подтверждается. Количество действующих договоров составляет порядка 300. Таковы данные из официальных баз КИО и реестра действующих сделок. Это легальные торговые объекты, а нелегальные, полагаю, в связи с установлением 100-метровой зоны считать нецелесообразно.

Объекты, попавшие в такую зону, могут быть «передвинуты» за ее пределы. Предприниматели уже сейчас могут анализировать свободные места, расположенные на расстоянии 100 метров от станций метро, и инициировать включение новых в Схему НТО.

Оксана ШУЛЬГА, пресс-секретарь комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга