Ярмарки – в массы, деньги – мимо бюджета?

До конца текущей недели рабочая группа депутатов должна разработать поправки ко второму чтению городского закона о ярмарках. По мнению экспертов, проект остается «сырым», а изначально в него был заложен «конфликт интересов».

«Новости малого бизнеса» уже писали, что 22 марта, депутаты в первом чтении приняли законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга в сфере организации ярмарок на территории Санкт-Петербурга». Документ был подготовлен специалистами комитета по законодательству ЗакСа при участии юридического управления КРППР.

До последнего момента обсуждение законопроекта не значилось в повестке дня, его внесли с голоса для рассмотрения в первоочередном порядке. И рассмотрели. На то, чтобы с разных сторон изучить «сырой» проект, парламентариям потребовалось минут двадцать.

Критиками документа выступили депутаты от оппозиции.

Ирина Иванова (КПРФ) напомнила, что сам закон, в который вносятся изменения, был принят два года назад и должен был вступить в силу с 1 марта 2015 года. Как водится, двух лет на доработку законопроекта не хватило. Пришлось перенести срок ввода в действие данного документа на 1 мая и второпях попытаться исправить его.

По словам парламентария, в законе не определены основные понятия – «оператор ярмарки», «регулятор ярмарки», «организатор ярмарки». А главное – не указано, что ответственным за мероприятия является Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка. «Из-за этого может опять возникнуть путаница, и районные администрации будут самостоятельно решать, где и каким ярмаркам быть», – констатировала Ирина Иванова.

Кроме того, ей не понравилось, что договор на аренду участка планируется заключать всего на полгода.

Выступление Максима Резника (партия «Роста») было гораздо острее.

«Обсуждаемый законопроект – это небольшой шаг в наведении порядка, но далеко не достаточный, – отметил депутат. – По мнению экспертов, оборот средств ярмарочной торговли настолько значительный, что мимо бюджета идет порядка миллиарда рублей ежегодно. Напомню, что за последние два года число ярмарок резко выросло, с 281 в 2014 году до 504 в 2015 и 751 в 2016 году. На мой взгляд, это было сделано сознательно, так как значительная часть ярмарок принадлежит «Невской торговой компании» (руководитель Константин Романовский), связанной с окружением губернатора».

По словам депутата, налицо конфликт интересов и явная коррупционная составляющая. В этой ситуации было бы правильно сначала проанализировать городской ярмарочный бизнес, а потом уже принимать закон, способный предотвратить все негативные явления.

«Это могла бы сделать контрольная группа Законодательного собрания. Закон, который мы обсуждаем, ничего не меняет: деньги, по-прежнему, пойдут мимо бюджета в карманы чиновников», – уточнил Резник.

Оксана Дмитриева (партия «Роста») считает, что «представленный законопроект ничего не меняет в ярмарочной деятельности, вводит лишние звенья посредников и большой объем документов».

Один из авторов законопроекта, председатель Комитета по законодательству Денис Четырбок, подводя итог обсуждению, не согласился с тем, что представленный документ ничего не меняет в ярмарочной деятельности.

«Без него мы просто не сможем проводить ярмарки выходного дня», – подчеркнул он.

Четырбок пообещал, что для разработки поправок ко второму чтению будет создана рабочая группа. Правда, работать ей предстоит всего лишь до окончания рабочего дня в пятницу, 24 марта.

Предполагается, что за это время депутатам удастся усовершенствовать механизм ярмарочной торговли, а также учесть интересы и покупателей, и продавцов. Затем результат деятельности парламентариев предстоит в кратчайшие сроки завизировать у Георгия Полтавченко. В противном случае законопроект не будет введен в действие с 1 мая 2017 года.
Лилиана ГЛАЗОВА
Фото с официального сайта Законодательного собрания Санкт-Петербурга