Для ярмарок объявлен «комендантский час»

Напомним, что еще в прошлом году заместитель председателя КИО Александр Герман направил уведомления в районы, КРППР и ГИКИОН с требованием очистить территории у станций метро от палаток, которые под прикрытием реализации «товаров региональных производителей» фактически превратились в регулярные нелегальные рынки.

Правда, операторы, с которыми побеседовал наш корреспондент, объяснили, что причина не только в этом: вот уже две недели в городе действует негласный запрет на проведение вообще каких бы то ни было ярмарок, вплоть до первого марта 2017 года (тогда в силу должен вступить регулирующий эту деятельность закон №688-1).

Таким образом, согласно Реестру, размещенному на сайте КРППР, сегодня в городе официально работают только два ярмарочных объекта. Первый – на проспекте Ветеранов (организатор – ИП Агашина Е.В.) предлагает продукцию производителей Санкт-Петербурга и Ленобласти. Второй, подобный – на улице Маршала Захарова (организатор — «Ленпищеторг»).

При этом согласно Единому плану проведения региональных ярмарок и ярмарок выходного дня по реализации продукции российских производителей, до конца января в городе должно было торговать еще девять подобных объектов. Из них нашему корреспонденту на днях удалось обнаружить лишь несколько — в Калининском районе. При этом часть новых объектов оказалась закрыта.

Любопытно, что подходы к метро, зачищенные от палаточных городков-долгожителей, теперь заняла «ящичная» торговля. По доступным ценам петербуржцы могут приобрести с торговых лотков «нового типа» все, вплоть до нижнего белья.

«Предприниматель», у которой корреспондент «Новостей малого бизнеса» поинтересовался успехами в торговле, рассказала, что ее деятельность практически легальна. Узнав, что это не так, обиделась и указала на продуктовый магазин: «они торгуют хлебом, а нам нельзя?»

Позвоночное решение

Информацию о негласном запрете всех видов ярмарок «Новостям малого бизнеса» подтвердили в районных администрациях. Более того, как рассказали чиновники, «вето» было наложено в аппарате вице-губернатора Александра Говорунова, а непосредственно известил об этом якобы всех районных руководителей председатель Комитета по работе с ИОГВ и взаимодействию с органами МСУ Игорь Князев. Таким образом, и легальные, и нелегальные «палаточные» мероприятия пришлось, по меньшей мере, притормозить.
И вот проблема, с которой много лет не могли справиться ни чиновники на местах, ни представители правоохранительных и надзорных органов, вдруг оказалась решена «убедительным» звонком из Смольного?

Заметим, что сами чиновники из администраций оказались в двусмысленном положении. Договоренности о региональных ярмарках с некоторыми операторами были достигнуты еще в прошлом году: с окончания рождественских праздников до конца февраля в городе официально намечалось 12 мероприятий. (2 — с Василеостровском районе; 3— в Выборгском; 7— в Калининском). При этом с 9 января по 26 февраля ярмарочники Калининского района должны были трудиться без перерыва. Больше месяца отводилось на торговлю одним и тем же торговцам в Выборгском районе.

Понятно, что заинтересованной стороне оказалось сложно объяснить: почему старый закон продолжает действовать до первого марта, а пополнение Реестра ярмарок приостановлено. Более того, препятствовать их работе будут чиновники районного звена. В связи с этим корреспондент «Новостей малого бизнеса» предположил, что последние сделают все, чтобы снять с себя ответственность и перенаправить организованное недоумение предпринимателей в сторону Смольного.

Ярмарочные новеллы

Между тем, в 2016 году администрации районов фактически вышли из-под контроля Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Такой вывод следует из письма председателя КРППР Эльгиза Качаева в адрес вице-губернатора Александра Говорунова. Судя по документу, который предоставил редакции источник в городском правительстве, КРППР не единожды получал жалобы на организацию ярмарок, однако урегулировать пущенный на самотек рынок на уровне профильного комитета не удалось.

Отметим, что за прошлый год в Петербурге состоялась 751 ярмарка, на постоянной основе они проводились в Выборгском, Калининском, Невском, Приморском и Фрунзенском районах города.

В своем письме Эльгиз Качаев перечисляет основные проблемы данной торговли. Среди них: проведение мероприятий без правоустанавливающих документов на земельные участки, организация их вне Схемы размещения НТО, низкий процент участников-представителей регионов, нарушение санитарных и ветеринарных правил, отсутствие конкуренции при определении администрации, а также продажа товаров запрещенных к реализации на подобных мероприятиях.

Для устранения этих проблем в КРППР были разработаны Методические рекомендации, но они не помогли упорядочить ставший хаотичным рынок.

«В Комитете ежемесячно проводятся совещания с заместителями глав администраций районов Санкт-Петербурга, где доводится информация об имевших место нарушениях (…) Однако эффективных мер по их устранению администрации районов не принимают»,— констатирует Эльгиз Качаев.

Отметим, что с вступлением в силу поправок к закону о ярмарочной деятельности, принятых еще в 2014 году, город рассчитывает решить множество вышеизложенных проблем.

Так, обновленный закон «О порядке организации ярмарок…», который должен заработать с первого марта 2017 года, вводит понятие типов ярмарок, разграничивает их организацию между ИОГВ, юридическими и физическими лицами, устанавливает сроки проведения в зависимости от их типа.

По новым правилам организаторами ярмарок выступают уполномоченные правительством Санкт-Петербурга ИОГВ, городские государственные учреждения, а также юридические лица и ИП.

Сегодня в Схему размещения НТО включено 92 участка под этот формат торговли. В 2017 году по 15-ти КИО планирует проводить торги, а 77 отходят Центру контроля качества и районам – они наделены правом самостоятельно организовывать мероприятия.
На бумаге все выглядит красиво. В действительности, до сих пор в Петербурге не определен оператор ярмарок, да и возникают обоснованные опасения, что Смольный установит монополию на этот вид деятельности. Обойтись без компании-управленца, как уверены наблюдатели, городскому руководству все равно не получится.

Измененный закон вводит следующую новеллу: «Оказание услуг, связанных с обеспечением торговли на ярмарках выходного дня и региональных ярмарках, осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых организатором ярмарки в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

«В соответствии со ст.3 Закона № 44-ФЗ государственный контракт – это договор, заключенный от имени РФ ее субъекта, государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд. Соответственно, бюджетное учреждение не может быть организатором ярмарки, так как вообще не может быть государственным заказчиком! В данном случае ИОГВ вправе заключать государственные контракты только от имени Санкт-Петербурга. Но тогда и в качестве организатора ярмарки может выступать только город. От его имени должны будут исходить все распорядительные документы, касающиеся организации проведения каждой конкретной ярмарки (план организации работы мероприятия и продажи товаров, режим работы, состав администрации и т.д.), которые будут утверждаться актом правительства Санкт-Петербурга», — рассказал «Новостям малого бизнеса» экс-начальник управления государственного регулирования потребительского рынка КЭРППиТ Санкт-Петербурга Сергей Загреба.

По мнению эксперта, такой порядок работы нецелесообразен, так как практически невыполним.

Поправки оговаривают и типы ярмарок.

Первые – универсальные. Они организуются юридическими лицами и ИП (за исключением государственных учреждений Санкт-Петербурга, подведомственных ИОГВ), и проводятся не более 14 дней в квартал. При этом не менее 80 % торговых мест на мероприятии предназначено для продажи товаров одного класса.

Другая категория – специализированная ярмарка, условия проведения которой аналогичны универсальной.

А вот мероприятия выходного дня организуются только ИОГВ. На них планируется продавать продукцию товаропроизводителей — юридических лиц или ИП, а также граждан, которые являются производителями. По общим правилам, проводиться они должны по нерабочим и праздничным дням, но не более трех дней в неделю.

Подведомственными ИОГВ учреждениями организуются и региональные ярмарки, на работу которых закон отводит не более 30 дней в квартал. Их цель – «формирование региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей, реализации соглашений Правительства Санкт-Петербурга в области социально-экономического и торгово-экономического сотрудничества».

Уничтожить как класс?

Не исключено, что противоречивый региональный закон не будет введен в действие с 1 марта. В таком случае Смольному придется либо смириться с прежним порядком организации ярмарочной деятельности, либо властным решением вообще закрыть территорию города от разноцветных палаток и фанерных домиков.
Правда, как размышляют эксперты, любой, самый противоречивый закон может распространяться только на земельные участки, которые находятся в собственности Санкт-Петербурга. И ярмарки могут легко переехать на территорию частную. Или, например, железнодорожную. Ведь пассажиропоток на узловых станциях и вокзалах сравним с метрополитеном.
Яна ПЛОТНИКОВА, Алексей СТРЕЛЬНИКОВ