Киоск в законе

Европа

«Нестационарной торговли здесь очень мало, а в привычном петербуржцам виде практически нет. Построить какой-либо объект на месте, изначально для строительства не предназначенном, практически невозможно. К тому же его будет сложно снести – разгневанные жители выйдут на демонстрации с требованием вернуть их любимый, необходимый и привычный ларек на место», – рассказали «Новостям малого бизнеса» жители коммуны Хольбек (остров Зеландия, Дания).

Как показывает зарубежный опыт, НТО в Европе и Америке действительно немного. Урбанисты говорят об общемировой тенденции ухода от рынка в городе на волне растущего запроса к эстетике городской среды.

Интересно, что многие модели НТО здесь стали частью архитектурного пейзажа, а некоторые даже опередили свое время. Например, как рассказывает «TheVillage», модель киоска К67 даже признали шедевром индустриального дизайна середины XX века, а его копии были установлены в современном Мюнхене в 2005 году.

И все же сегодня во всех крупных европейских городах ларьки постепенно заменяют автоматами или небольшими павильонами, которые принадлежат городской администрации и продают товары togo. Размещение таких объектов возможно только по разрешению властей, и в четко определенных местах, которые, в отличие от России исчисляются не сотнями, а десятками.

Зато во всей Европе, США, Канаде, Африке и Азии в наше время широко распространена торговля передвижная. За границей такие точки называют фудтраки – это симбиоз автолавки и полноценной кухни. Так, в Европейскую ассоциацию фудтрак-автомобилей входит 13 региональных представительств с головным офисом в Брюсселе.

Как рассказывает глава компании ДЕКОРАВТО Сергей Михно, в Испании, Италии, Германии, Великобритании этот вид бизнеса подлежит лицензированию. Получить лицензию – главная сложность для европейского «автолавочника» (например, для этого он должен окончить курсы поваров). И уж конечно самое страшное, что может случиться с предпринимателем – потерять ее.

Торговля в городе с фудтраков практически везде четко регламентирована, как во времени, так и в пространстве.

Например, в Швейцарии муниципалитет дает автолавкам разрешение на стоянку на срок от одного дня до года. В Италии фудтракам нельзя торговать рядом с историческими объектами – только на общественных парковках. В Риме продажи в одном месте запрещены более двух часов подряд.

Лондонская администрация определила десять локаций для МТС. Одно из строжайших условий для торговли – отсутствие рядом общепита.

В Греции автолавки стоят на выделенных городом местах, но не ближе, чем в ста метрах от ресторанов и кофеен.

США

У каждого города в Америке выработаны правила сертификации – они зависят от места регистрации бизнеса. По словам Сергея Михно, владелец автолавки здесь должен отдельно получить разрешение на работу с продуктами питания, сертификат на МТС, а также вступить в профсоюз, курирующий закусочные. Также необходима лицензия на перевозку продуктов питания. Без нее торговать нельзя.

Получить лицензию на уличную торговлю в некоторых регионах США – адский труд. Например, в Нью-Йорке действует квота для МТС – 10 тысяч мест на весь город. Она не менялась уже 34 года, соответственно, ждать своей лицензии здесь можно до 15 лет. Не удивительно, что в городе сформировался серьезный черный рынок аренды лицензий. Право торговать на улице достигает 25 тыс. долларов, в то время как лицензия была приобретена в мэрии Нью-Йорка всего за 200 «баков».

Любопытен и порядок размещения. Земля в США делится на коммунальную (городскую) и частную. Поэтому автолавочник может договориться с владельцем частной территории и за деньги торговать там хоть круглосуточно. Сложнее с землей государственной, где иногда регламентируется расстояние фудтрака не только до учреждений и объектов, но и до уличного художника.
В России нестационарная торговля в основном представлена в виде ларьков, киосков, павильонов. Их размещение, в отличие от стихийного рынка МТС, выглядит упорядоченным. Но, как показал анализ, правоприменение федеральных норм на региональном уровне имеет любопытные особенности.

Москва

Порядок размещения НТО в Москве и в Санкт-Петербурге, в целом, схож. За исключением, что Схему в столице могут формировать сразу несколько профильных ведомств. Сама же ее разработка предполагает некую многоступенчатость по сравнению с практикой Северной столицы.

Сегодня в Москве на городской земле размещаются как частные ларьки, так и типовые городские павильоны: их предоставляет в аренду коммерсантам мэрия. Не исключено, что скоро городские НТО появятся и в городе на Неве.

Сочи

Порядок формирования Схемы в Сочи такой же, как в двух столицах. Правда, здесь она разрабатывается ежегодно, до первого октября, на год.

Среди многочисленных федеральных запретов (типа невозможности размещения на инженерных сетях) в южном городе нельзя расположить НТО ближе пяти метров от окон жилых и общественных зданий и полутора метров от витрин стационарных торговых объектов. Также исключена торговля в 5-метровой зоне от подземных переходов и в 15-метровой зоне от ж/д вокзалов и автовокзалов. Ввод таких требований наверняка стал бы неприятной неожиданностью для петербургских бизнесменов. Как, впрочем, и включение сезонных объектов в Схему не чаще раза в год.

Интересна и процедура заключения договоров на размещение НТО. В Сочи их заключают районные администрации по результатам открытых конкурсов. Победителем признается тот, кто предложит лучшие условия исполнения договора и наберет больше баллов согласно критериям конкурсной документации.

Сочи – не единственный регион, где практикуют подобное распределение мест. Например, в Пскове и Мурманске победитель определяется открытым голосованием. Иными словами, землю под НТО получает тот, за кого проголосуют уважаемые члены комиссии. В Мурманске, если на одно и то же место было подано две заявки, положительное решение принимается в пользу ранее поданной. Пример показателен, особенно на фоне мнения, что в Петербурге система распределения мест под автолавки непрозрачна и коррумпирована.

Псков и Великий Новгород

Схема размещения НТО в Пскове разрабатывается сразу на пять лет. При этом ее подготовка ведется на основании инвентаризации уже существующих торговых объектов.

По такому же принципу действуют в Великом Новгороде. Впервые инвентаризации обоих регионов были проведены в 2011 году. Срок их действия истекает в конце этого года, и, видимо, скоро будут формироваться новые Схемы. Новгородские договоры на право размещения павильонов заключаются по результатам открытого аукциона. Но сроком лишь на год.

Вологда

В порядке размещения вологодских ларьков, пожалуй, интересен один факт. Администрация региона пошла по принципу разделения НТО на две разные группы.

В первую помимо стандартных объектов вошли остановочные комплексы, холодильные лари и площадки для продажи рассады, растений, садово-ого­родного инвентаря.

Во второй группе – летние кафе, аттракционы, цирки, батуты, пункты проката спортивного и игрового инвентаря, катки и др.
Установка объектов первой группы происходит в соответствии со Схемой. Вторая группа базируется на основании так называемой «Дислокации размещения объектов по оказанию услуг населению».

В отличие от столичной практики и Сочи, при формировании Схемы размещения в Вологде могут рассматриваться предложения от представителей бизнеса.

Мурманск

Удивительно, но сегодня здесь законодательно урегулировано размещение только передвижных средств, а также палаток, сезонных кафе, бахчевых развалов и елочных базаров. В общем, всех НТО, кроме классических павильонов, киосков и ларьков.

Городская администрация говорит, что порядок размещения находится в стадии разработки и согласования из-за вступления в силу нового Земельного кодекса. Договоры аренды, как утверждают чиновники, истекли. А новые пока не заключаются. Зато действующий порядок, наверное, можно назвать одним из самых упорядоченных, как бы каламбурно это ни звучало.

Впрочем, по количеству запретов Мурманску уступают, наверное, все регионы.

Помимо норм федерального и регионального законодательства в городе запрещено ставить НТО ближе двадцати метров от окон жилых домов и близ десяти метров от ствола дерева.

Киоски Мурманска стоят на твердых покрытиях. Коммерсант обязан обеспечивать их осветительным оборудованием, урнами и малыми контейнерами. А объекты питания – туалетными кабинами, если в ближайших 200 метров нет общественных туалетов. Отдельные требования предъявляются и к каждому виду НТО. Например, работа автолавок возможна только при наличии стационарного торгового объекта и свидетельства о регистрации автотранспортного средства в ГИБДД.

Оксана ВЕЙНГАРДТ
Яна ПЛОТНИКОВА