ГАИ будет главным по торговле, а Евтухов – лучшим другом гаишников?

Минпромторг решил стать «своим» для малого бизнеса, разрешив продавать автолавкам все, что только душе заблагорассудится – хоть дешевый секонд-хенд. Причем везде, где не запрещена парковка автотранспортных средств. Автором готовящихся изменений в федеральный закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ» называют бывшего депутата петербургского ЗакСа, а ныне заместителя министра Виктора Евтухова, а непосредственным проводником идеи – директора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга Дениса Пака.

Правила парковки

Популистский проект предусматривает уведомительный порядок регистрации для мобильной торговли. Минпромторг декларирует, что в России к 2019 году инвестиции в автопром увеличатся на 33,6 млрд рублей, а в производство специального торгового оборудования – на 24 млрд рублей, в результате чего может появиться до 48 тысяч новых автолавок.

То есть, достаточно заплатить некоторую сумму в бюджет, и допотопный фургон-базар готов к работе. Теперь он не является нестационарным торговым объектом, как традиционный ларек. Что касается отчислений в городскую казну, то они будут представлять собой оплату парковки по тарифам. Если платить по-честному, то это несколько тысяч рублей в день. Если по извечному принципу «договоримся», то заклеенный номер фургона – защита от паркомата, и «благодарность» гаишнику в карман.

Можно даже предположить, что на ниве поддержки предпринимательства родственники сотрудников ГАИ обзаведутся не только эвакуаторами, но и автолавками, которые будут занимать наиболее прибыльные места. Ну а конкурентов начнут отпугивать полосатым жезлом.

Популизм и обещание миллиардных инвестиций производителям отечественных фургонов и торгового оборудования Виктор Евтухов прикрывает словами заботы о предпринимателях, которые вынуждены пройти «семь кругов бюрократического ада», прежде чем откроют лавку на колесах. Он убежден, что необходимость арендовать конкретный земельный участок противоречит основному принципу мобильной торговли – ведь чиновники вынуждают получать разрешения на каждую остановку автолавки. Ну разве это правильно? Ведь сегодня можно торговать у одного дома, завтра – у соседнего, а через неделю – на следующем перекрестке.

Именно так видит заместитель министра Минпромторга Евтухов высокую миссию передвижной торговли. К тому же кочующие в огромном количестве магазины, подконтрольные только высоконравственным сотрудникам ГАИ, опосредованно приведут к расширению дополнительной инфраструктуры – ночных «отстойников», автомоек и шиномонтажей, АЗС и автосервисов. Вот и получается, что колымага с дешевым секонд-хендом (ограничивать автолавки только реализацией продуктов питания чиновники не собираются) станет настоящим двигателем отечественной экономики.

Хочу на площадь. Дворцовую!

Отметим, что у Виктора Евтухова немало сторонников в предпринимательском сообществе. А вице-президент «ОПОРЫ России» и глава Коалиции киоскеров Владлен Максимов вообще считает, что развитие автолавок – это проблема федерального уровня. Ведь местные власти не в состоянии решать такие вопросы «из-за отсутствия развитой структурированной мобильной торговли». И уже этой осенью стоит ожидать принятия поправок в федеральный закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ».

Глядя на торговцев, стараются держать нос по ветру и рестораторы. Так, например, ресторанная группа Ginza Project уже заявила в минувшем августе о желании выйти на рынок с сотней передвижных ресторанчиков под брендом GinzaTruck. Инвестиции в проект составят порядка 20 млн долларов, окупаемость – два года. Как только Минпромторг протащит поправки об автолавках через Госдуму, первые рестораны на колесах выкатятся на улицы Москвы и Санкт-Петербурга. Как будут в этом случае обстоять дела со стационарным подключением к водоснабжению и канализации, пока никто не говорит.

Петербуржский ресторатор Юрий Врацких, не дожидаясь милости от Минпромторга, уже вывел в начале сентября на улицу передвижное вегетарианское кафе «Имбирь». Как заметил он в комментарии «Деловому Петербургу», хотелось бы разместить мобильный общепит, например, на Дворцовой площади, но пока приходится стоять на территории Музея стрит-арта в Красногвардейском районе. По мнению Врацких, затраты на «Имбирь» окупятся максимум за три года. В будущем предприниматель намерен развивать сеть по франшизе, и одним из явных преимуществ перед стационарными точками общепита считает то, что торговать кафе может в любом месте, где есть электричество – генератор обходится слишком дорого.

Действительно, Дворцовая площадь исторически предназначена для того, чтобы здесь стояли ряды фургонов с фаст-фудом.

А куда без набоек?

Инициатива Минпромторга «оживить» улицу выглядит несколько странной оттого, что ратуя за движение автолавок, федеральные чиновники провоцируют конфликты и раздор среди малого бизнеса. Мало того, что вопрос – кто будет торговать на этом месте – грозит разрешиться в духе девяностых годов, не слишком понятно, как поступать предпринимателям, чей бизнес связан с нестационарной мелкорозничной торговлей. К слову, их ларьки и павильоны сегодня немногим отличаются по своему внешнему виду, ассортименту и обслуживанию потребителей от обычных магазинов и даже гипермаркетов.

Зачем такому предпринимателю бороться за право аренды на торгах, вносить существенную предоплату, нести расходы на строительство, эксплуатацию объекта торговли, его подключения к инженерным сетям? Зачем? Многих хлопот можно избежать, купив на те же деньги с пяток фургонов и поставив их на самых проходных местах.

Интересно, говоря о возможных миллиардных инвестициях и десятках тысяч новых рабочих мест, посчитали ли продвинутый экономист Виктор Евтухов и его подчиненный Денис Пак, чем обернется для бюджета переориентация малого бизнеса на мобильный формат? Как будут формироваться плановые налоговые и арендные поступления в региональную казну? Какими методами станут отгонять владельцы павильонов непрошенных конкурентов, которые решат перехватить покупателей, идущих по привычным тропкам?

Тем временем о возможности выйти на большую дорогу задумываются и представители сферы бытовых услуг. На фоне продолжающегося кризиса упал потребительский спрос на химчистку, парикмахерские, ателье по пошиву и ремонту одежды и обуви. Чтобы спасти бизнес, предприниматели готовы стать ближе к клиенту. А именно – оказывать услуги на колесах. Чем мастеровые хуже торговцев? И почему нельзя кочевать по спальным районам, подбивая набойки то в одном дворе, то в другом?

Чаяния представителей бытового сектора поддерживает глава Союза потребителей России, в прошлом депутат Госдумы от Санкт-Петербурга Петр Щелищ. Он видит перспективы в том, чтобы мастеровые шли в каждый дом. Однако уточняет, что тут нельзя обойтись без муниципалитетов.

Медведев против федералов

Похоже, на этом перекрестке расходятся пути Виктора Евтухова, который мечтает заполонить улицы фургонами и гаишниками, и Петра Щелища, констатирующего, что регулировать мобильную сферу необходимо отнюдь не на федеральном уровне. Активно возражает против задумки Минпромторга, например, департамент торговли и услуг города Москвы. Его руководитель Алексей Немерюк принципиально не приемлет уведомительного порядка в работе автолавок. В российской столице настолько плотный трафик, что представить себе ряды неподвижных фургонов на самых оживленных местах – невозможно.

В 2014 году на долю мобильной торговли приходилось всего 0,2% всего товарооборота Москвы. Столичные чиновники, как уточнил в разговоре с корреспондентом «Коммерсанта» Алексей Немерюк, ищут формат, альтернативный стационарной торговле, но это не автолавки, а «вендинговые автоматы, велолотки, продажа воды с сегвеев». Он убежден, что регулировать любой вид такой торговли логичнее на региональном уровне.

Рассчитывают на то, что торговые фургоны не подчинят ГАИ, и в Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга. По словам начальника отдела потребительского рынка КРППР Елены Капустиной, региональные чиновники планируют по-прежнему контролировать мобильную торговлю, даже при исключении ее из схемы размещения.

Однако как это будет на деле, сказать трудно. В КРППР сообщают, что в целом поддерживают инициативу Минпромторга, поскольку изменения в федеральный закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ» позволят обеспечить активизацию рынка.

Отметим, что петербургские чиновники пока не в состоянии обуздать сотни нелегальных торговцев, основавшихся на улицах Северной столицы. Среди таковых не только явные злодеи, но и известные многим горожанам компании, предпочитающие вести мобильную торговлю по своим, не всегда соответствующим региональному законодательству правилам. Трудно представить, как будут контролировать в КРППР многотысячный фургон-базар, который заполонит Санкт-Петербург, если Госдума согласится с доводами заместителя министра Евтухова?

Стремясь заручиться поддержкой премьер-министра Дмитрия Медведева, организаторы масштабной выставки «Импортозамещение-2015» подвели его 15 сентября к рядам автолавок. Торговцы под телекамеры пожаловались высокому гостю на то, что продукты питания не попадают в сети, а доставить товар с колес потребителям мешает отсутствие специального законодательства. Но глава Правительства России не разделил их федерального полета и, напротив, выступил за делегирование вопроса мобильной торговли на уровень субъектов Федерации и муниципалитетов.

Тем не менее, в Минпромторге надеются, что уже до зимы смогут достучаться до депутатов Госдумы, несмотря на слова Дмитрия Медведева: «Передавать регулирование этой сферы на федеральный уровень не надо, можно оставить на региональном, но нужно обязательно сформулировать понятийный аппарат, дать определение мобильной торговле».

Надеются на Виктора Евтухова и высоконравственные сотрудники ГАИ

Игорь ГРОМОВ, «Новости малого бизнеса»