Дерипаска и Полтавченко поговорили о стадионе и Апрашке

Смольный, напомним, уже обещал найти городу новых партнёров для застройки в Юнтолово и для завершения много раз дорожавшего зенитовского стадиона на Крестовском. А за день до встречи появилась информация, что и «Главстрой» готов пойти на попятный и отказаться от участия в проекте реновации Апраксина двора. «Фонтанка» выясняла, не превратится ли и эта «стройка века» в вечную стройку.
Во вторник смольнинское издание «Петербургский дневник» со ссылкой на гендиректора компании «Главстрой-СПб» Сергея Ветлугина сообщило: компания «может выйти из проекта по преобразованию территории Апраксина двора», так как условия его реализации кардинально поменялись по сравнению со стартовыми – 5-летней давности.
В этом году, как уже писала «Фонтанка», в Апраксином дворе должны были начаться работы по реконструкции. Завершить их предполагалось к 2017-му. Заявление Ветлугина в изложении «Петербургского дневника» отбрасывает нас на 5 лет назад – когда проходил тендер на право освоения территорий. Город вступает в конфликт с очередным инвестором (а их у нас и так уже не очень много), а Апраксин двор останется «блошиным базаром» на неопределённо долгий срок – пока не появится новый желающий попробовать себя на питерской инвестиционной почве. Ставшей, заметим, в последнее время очень зыбкой (вспомним Орловский тоннель, Новоадмиралтейский мост и другие почившие проекты, а если говорить о Дерипаске – то проблемы с кварталом на Шкапина, с «Юнтолово»).
Как сообщили «Фонтанке» в пресс-службе компании «Главстрой-СПб», слова их генерального директора Сергея Ветлугина переданы в смольнинской газете неправильно – они «были вырваны из контекста интервью РИА „Новости“ и неверно интерпретированы».
– Сергей Ветлугин лишь высказал предположение, что возможность выхода из проекта не исключается, – уточнили в компании. – Но, разумеется, не шло речи о том, что это может произойти сейчас или в ближайшее время. Несмотря на «имеющиеся трудности в реализации проекта и определенные разногласия с городскими властями относительно подходов к его выполнению», подчёркивают в «Главстрой-СПб», компания «находится в состоянии диалога с городом и надеется конструктивно решать весь комплекс вопросов, относящихся к реконструкции Апраксина двора».
Судя по тому, что уже в среду, на следующий день после заметки в «Петербургском дневнике», в коридорах Смольного появился лично господин Дерипаска, «диалог с городом» на уровне главы питерской «дочки» и глав комитетов эффекта не дал, и в ход пошла тяжёлая артиллерия.
Напомним историю многострадальной Апрашки. Реконструировать территорию решили ещё в 2002 году. С тех пор планы несколько раз менялись, за дело брались разные компании, в собственности которых оказалась часть объектов на территории «блошиного рынка». Кроме владельцев в зданиях угнездились и арендаторы. Позже это добавит трудностей будущим инвесторам. Но в начале пути Смольный (в лице тогдашнего вице-губернатора Молчанова) обещал взять на себя проблемы с расселением.
В тендере на право реконструкции территорий в январе 2008 года победил холдинг Олега Дерипаски. Представленный компанией «Главстрой-СПб» проект (автор – британский архитектор Крис Уилкинсон) назывался «Облако» и предполагал такую эклектику: одни здания сохранят исторический вид, другие поменяются, третьи – заново построенные – своим современным обликом в это впишутся. И в центре Петербурга появится крупный многофункциональный комплекс: торговые площади, жильё, отели, офисы и двухуровневая парковка на 2500 мест. Увенчать красоту должна была крыша в виде стеклянной паутины. Общий объём инвестиций – 40 миллиардов рублей. Срок реализации – 2013 год. Предполагаемая доходность (со временем) – 16,5 процента.
Если бы всё пошло по плану, то сейчас между улицей Ломоносова и Апраксиным переулком уже был бы почти готовый «город-сад». Но пошло не по плану, а как обычно.
Сначала выяснилось, что с насиженных мест не рвутся съезжать владельцы, у них оказалось 38 процентов площадей. Остальные 62 процента были в собственности у города, но из них три четверти оказалось обременено договорами аренды, безвозмездного пользования или инвестиционными контрактами. Лишь в ноябре прошлого года город разобрался со всеми арендаторами. Но процедура передачи зданий «Главстрою», по информации «Фонтанки», не завершена по сей день. В июне 2011 года вышло постановление правительства о передаче первых 12 корпусов. Ещё по восьми постановление, по нашим данным, готово, но застопорилось в Смольном.
Уже только по этой причине «Главстрой» не начинает работы, но есть и другая – более серьёзная. В конечном счёте, она-то и может действительно превратить проект в убыточный, а идею реновации Апрашки – в несбыточную.
Проектные решения «Главстроя» были разработаны к тендеру 2007 года. В 2008-м, повторим, именно их выбрала конкурсная комиссия, то есть город. Проект предполагал, что из 54 корпусов Апрашки как минимум 8 придётся снести (со временем число «ненужных» зданий увеличилось до сорока). Одновременно компания собиралась увеличить площади вдвое за счёт новых построек.
И только в 2009 году, через год после тендера, город заказал историко-культурную экспертизу того, что, собственно, собирались реконструировать. Выводы экспертов фактически перечеркнули проект.
– За исключением двух зданий, построенных уже в советское время, на этой территории сносить ничего нельзя, – рассказал «Фонтанке» заместитель директора Санкт-Петербургского НИИ «Спецпроектреставрация», руководивший экспертизой, Михаил Мильчик. – Ещё в нескольких корпусах можно надстроить по одному этажу…
И всё. Даже тем 26 корпусам, от которых практически только стены остались, разрешено лишь возвращать первозданный вид. Ещё 18 корпусов можно подвергнуть так называемому «реставрационному ремонту»: внешняя реконструкция с внутренней перепланировкой. А 10 корпусов просто находятся под охраной – их можно только реставрировать. Но самое печальное для «Главстроя», что КГИОП, опираясь на экспертов, запретил в историческом месте строить что-либо вообще.
Всё это выяснилось лишь к 2011 году. Изначально, напомним, предполагалось, что в 2013-м работы уже завершатся. Теперь получалось, что начинать надо с нуля.
– У нас часто так делается – шиворот-навыворот, – отметил в разговоре с «Фонтанкой» Михаил Мильчик. – Конечно, сначала нужно было определить все параметры, а потом уже заниматься проектированием. Но здесь провели международный конкурс – и только потом заказали экспертизу. В результате, конечно, все проектные разработки, предложенные англичанином, «полетели».
Первоначальные планы компании получать в будущем доход с 347 тысяч квадратных метров ужались вдвое: историко-культурная экспертиза разрешала использовать только 172 тысячи метров. При этом само слово «реставрация», сказанное экспертами, повышало в разы расходы на обновление Апрашки (стоимость реставрационных работ, кто не знает, в разы выше ремонта).
Позже экс-глава КГИОПа Вера Дементьева станет утверждать: она, дескать, предупреждала девелоперов, что они имеют дело с историко-культурным объектом, где сносить ничего нельзя. Вопросы о том, что мешало озадачиться экспертизой ещё до проведения тендера, сегодня задать некому: в комитете сменилось руководство.
В апреле этого года «Главстрой-СПб» сдал в КГИОП проект реконструкции тех корпусов, которые ему уже переданы. В июне эксперты выдали новый перечень замечаний, к июлю девелопер сдал документацию с учётом этих требований. По информации «Фонтанки», ответа КГИОП не дал до сих пор.
Таким образом, сегодня Апраксин двор с точки зрения петербуржцев и гостей города остаётся тем, чем он всегда и был, – полукриминальным базаром. По всей видимости, только личная встреча Дерипаски с губернатором Георгием Полтавченко может прояснить эту историю: либо подтвердить срок сдачи «города-сада» в 2017 году, либо отодвинуть его на неопределённое время.
В пресс-службе компании «Фонтанке» сообщили: «Главстрой-СПб», конечно, постарается найти компромиссный вариант решения проблемы Апраксина двора. С тем, чтобы реализация проекта продолжилась.
Добавим, что с Апраксиным двором, на самом деле, не происходит ничего такого, с чем не сталкивались бы сегодня в Петербурге многие бизнес-структуры. После прихода в Смольный губернатор Георгий Полтавченко подверг ревизии инвестпроекты, инициированные правительством Валентины Матвиенко. Выяснилось, что город прекрасно обойдётся без множества строек, например – без легкорельсового трамвая и Новоадмиралтейского моста. А затраты на Орловский тоннель, как оказалось, несопоставимо велики по сравнению с пользой, которую он может принести, и вообще – в проекте слишком много ошибок, чтобы его реализовывать.
Как стало известно «Фонтанке», ключевым вопросом на встрече в Смольном был всё-таки не Апраксин двор. Изначально предполагалось, что Георгий Полтавченко и Олег Дерипаска будут беседовать один на один, однако в итоге присутствовали другие чиновники и главы компаний Олега Дерипаски. Иными словами, формат общения получился расширенный.
Ключевым, по данным «Фонтанки», стал вопрос о строительстве стадиона. На встрече были названы последние данные о стоимости проекта – 44 миллиарда рублей. Эти цифры, конечно, не могли понравиться Георгию Полтавченко. Губернатор назвал сумму чрезмерной и предложил собеседникам обсудить способы снижения расходов. Один из вариантов – умерить аппетиты по части обустройства вип-ложи. Или, например, обрадовать инвесторов, которые собираются строить что-то при стадионе – вроде ресторанов, что им предстоит финансово поучаствовать и в основном объекте.
Итог встречи по стадиону такой: до 1 октября гендиректор «Трансстроя» – подрядчика стадиона на Крестовском – Игорь Панкин и вице-губернатор Игорь Метельский должны продумать варианты снижения расходов и доложить губернатору о результатах.
Вторым вопросом стала застройка квартала в Юнтолово. Напомним, что «Главстрой-СПб» предлагал городу выкупить 114 тысяч квадратных метров жилья по цене, названной Минрегионом, — это 51 тысяча рублей за квадратный метр. Вдобавок компания готова построить на подъезде к Юнтолово две 4-полосные дороги и сэкономить, таким образом, для бюджета Петербурга 2 миллиарда рублей.
Губернатор, по информации «Фонтанки», в итоге связал два вопроса: будут положительные сдвиги на Крестовском – продолжится разговор и насчёт Юнтолово.
Что же касается реконструкции Апраксина двора, то тут Полтавченко высказался вполне определённо: дескать, ломать на его территории ничего не даст. Дерипаска ответил ему в таком духе, что, мол, и не думал.

Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру», 19.09.2012.