Снос киосков в Саратове: хорошо это или плохо?

– И почему про нас говорят, что мы – «незаконная торговля? – возмущается предприниматель Наталья Сосновцева. – Мы разве не зарегистрированы в качестве владельцев ЧП? Или не поставлены на учет в налоговых органах? А может, налоги не платим?

– Единственное, что не платим – земельный налог. Но нужно еще разобраться, почему! – обратился в редакцию со своей историей предприниматель Игорь Дадышев. Попросил вспомнить фильм «Начальник Чукотки», где одним пальцем местный градоначальник печатает приказ на машинке, а потом демонстрирует его просителям со словами: «Не имею права, у меня приказ!».

В его семилетней тяжбе за оформление земли были примерно такие же аргументы со стороны властей. А когда он решил перепроверить, на основании каких требований ему отказывают в аренде, понял: ни под один критерий его ЧП не подходит. Ларек на остановке общественного транспорта (конечная троллейбуса «двойки») находится не в водоохранной зоне, не в зоне повышенной опасности, жизни и здоровью граждан не угрожает.

Однако узаконить постройку предпринимателю все равно не удалось. В одной инстанции требовали сначала оформить земельный участок, в другой требовали разрешение на строительство. В результате получался замкнутый круг. А взятки Игорь Дадышев не давал принципиально.

– Попытки ликвидировать незаконную торговлю предпринимались еще 20 лет назад, – говорит председатель гильдии мелкорозничной торговли при Торгово-промышленной палате Саратовской области Михаил Якушев. – Первой ласточкой в данном процессе стал 1998 год, когда было принято решении о реорганизации ларьков в минимаркеты. На месте ларьков городские власти разрешили построить магазинчики. Период перехода от ларьков к минимаркетам занял порядка двух лет, и к 2000 году все, кто хотел, смог трасформировать свою торговлю, узаконив землю под зданием и весь пакет документов.

По словам председателя комитета по экономике администрации Саратова Алексея Санникова на сегодняшний день в городе находится 1385 объектов мелкорозничной торговли (ларьки, павильоны, палатки), из которых лишь 380 имеют всю необходимые документы на аренду земельных участков, вывоз ТБО, благоустройство прилегающих территорий. 40% реализуют пиво и табачную продукцию, 30% – продукты питания сомнительного качества.

Однако вместе с «незаконными предпринимателями» под секиру попали и добросовестные товаропроизводители (например, «Сокур-63», «Рациональ», совхоз «Весна», Энгельский и Саратовский молочные комбинаты, «Фамильные колбасы»), так как именно от них работали частные торговые точки, снабжающие горожан дешевым молоком, овощами, хлебом и куриными субпродуктами.

– Городской администрации легче контролировать 15 предпринимателей, чем 150, – высказывают мнение владельцы мелко-розничных торговых павильонов. – Ответьте, что будет взамен снесенных ларьков? Магазинчики с одним хозяином во главе, который взвинтит цены, как ему вздумается? Известно, что отсутствие конкуренции не в интересах горожан. Да и не в наших. После демонтажа торговых павильонов практически 2 тысячи рабочих мест высвободится. И еще не факт, что людей трудоустроят в сетевые магазины, как обещают.

– Конечно, в сфере уличной торговли давно нужно навести порядок, – говорит Михаил Якушев. – Поясню: сейчас поступления в виде «вмененного» налога на доход от торговли через ларьки составляет 8 миллионов рублей, однако бюджет недополучает порядка 17 миллионов, поскольку не все работники оформлены. Так давайте «вычистим» недобросовестных, накажем и добьемся наполняемости бюджета! Если дело в этом, упорядочить нужно требования к уличной торговле, вменить, наконец, арендную плату – кто-то против разве? А то сейчас демонтаж напоминает собой «раскулачивание». Как будто кто-то убирает конкурентов.

Предложения товаропроизводителей сейчас рассматривает городская администрация. На 26 апреля назначена очередная акция протеста предприятий мелко-розничной торговли против сноса ларьков. Предприниматели уверяют, без «боя» они не сдадутся. Не собирается сдаваться и администрация города, решительно настроенная навести порядок. Объекты незаконной торговли, по словам мэра города Олега Грищенко, ухудшают внешний вид Саратова, а торговля в сомнительных «лавочках» ведется в антисанитарных условиях, ставя под угрозу здоровье и безопасность горожан.

Наталья Музафарова, «Комсомольская правда», 17.04.2010