Стрелка забита

Бороться с нелегалами в Петербурге имеют право органы МСУ, районные администрации, ГИКИОН, ЦПЭИГИ, полиция, а также профильное Управление Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Последняя структура занимается этим ежедневно, практически без выходных и праздников…

На один из таких рейдов вместе с проверяющими 4-го отдела Управления по контролю за соблюдением законодательства об административных правонарушениях отправился корреспондент «Новостей малого бизнеса».

Для протокола

Микроавтобус заполнен полностью. Шесть сотрудников отдела во главе с заведующим Алексеем Кокоркиным, снаряженные видеокамерами и фотоаппаратами, специальными форменными жилетками и бейсболками, а также чистыми бланками протоколов и описей, на случай изъятия товара, готовы к бою.

Машина медленно движется по городским улицам, чтобы можно было засечь несанкционированную торговлю, если таковая встретится по пути. Цель поездки – Стрелка Васильевского острова. На пути лежит Марсово поле, где торговля запрещена полностью. Тем не менее, рядом с мемориальным комплексом стоят тележки мороженого. Продавца нет. А значит и протокол составлять, увы, не на кого. Проезжаем мимо.

Уже съезжая с Дворцового моста на Стрелку, специалисты Управления замечают два кофемобиля и автолавку, которых здесь быть не должно. Пока ищем место для парковки, оба кофемобиля закрываются. Впрочем, еще есть торговцы сувениров, мороженого, сладкого миндаля.

Первый этап – зафиксировать факт торговли. Алексей Кокоркин без лишнего шума, дабы не привлекать внимание, выходит с видеокамерой и начинает съемку. Остальные набрасывают фирменные жилетки и бейсболки и отправляются следом. У всех фотоаппараты и папки с бумагами.

У женщины, торгующей со столика ходячими игрушками, документы оказались в полном порядке. Разрешение на торговлю в Биржевом сквере за первой Ростральной колонной гласит, что гражданка имеет право торговать до середины июня.

Рядом со скучающей законной продавщицей бойко шла торговля бронзовыми сувенирами. Улыбчивый молодой человек по имени Алексей на разных языках – английском, немецком, испанском, японском – предлагал свой товар.

С сотрудниками Управления поздоровался, как со старыми знакомыми, предупредил, что паспорта с собой нет, но есть фотография нужных страниц паспорта в мобильном телефоне и он готов ее предоставить для составления протокола. Общаясь с проверяющими, торговец продолжал распродавать товар, пользующийся спросом у иностранных туристов. Оформление протокола заняло достаточно много времени, и пока один из сотрудников занимался этим, остальные проверяли документы у других лоточников.

Кстати, если во время рейда желающих приобрести продукцию нет, зафиксировать факт торговли тоже можно. Но только купив что-нибудь самим. Такую практику сотрудники Управления успешно нарабатывают. В этом случае к протоколу прилагаются сам товар и чек, если его выдают, или фотоснимок передачи денег, которые делают коллеги.

«Очень сложно это сделать»

Лоток «Сладкий миндаль» тоже оказался без документов. Продавщица наотрез отказалась предъявить паспорт, звонила своему работодателю и требовала, чтобы он сам разбирался с проверяющими. Заверяла, что ничего не успела продать, только открылась, просила подождать, когда приедет хозяин лотка. Однако торговлю неумолимо потребовали прикрыть, с прилавка все убрать и приготовить лоток к эвакуации.

Следующей попалась продавщица мороженого Татьяна. Выяснилось, что она беженка из Луганской области, мать троих детей, по рождению россиянка. У нее также не оказалось разрешительных документов. А владелец лотка принести их не захотел. На Татьяну составили протокол. Она беспрекословно выдала проверяющим паспорт, справку беженца и расписалась в бумагах. Прилавок решали не эвакуировать, так как скоропортящийся товар просто негде хранить.

А вот сувениры Алексея описали и забрали с собой. Все время, что длилась опись, продавец продолжал торговлю. Проверяющие смотрели на распродажу спокойно. Как удалось выяснить корреспонденту, это далеко не первый случай изъятия у торговца. Обычно он законопослушно оплачивает штраф (до 5 тысяч рублей на физическое лицо при стоимости сувениров от 100 рублей до 6 тысяч рублей) и получает товар обратно. На вопрос: почему не оформить разрешение на торговлю, чтобы спать спокойно, сначала говорит, что не хотел бы отвечать на этот вопрос. А затем добавляет: «Очень сложно это сделать».

Итог выезда: два часа работы семи человек, два протокола, изъятие товара у нарушителя, отказ предоставить документы для составления протокола у другого.

«Наши сотрудники не выписывают штрафов и не назначают наказаний, – пояснил заместитель начальника Управления по контролю за соблюдением законодательства об административных правонарушениях Санкт-Петербурга Михаил Ходячев. – Наша задача выявить нарушение, зафиксировать его, составить протокол и направить материалы дела в административную комиссию района».

По словам чиновника, на заседание комиссии приглашают виновного гражданина. Протокол рассматривается в его присутствии или заочно (если он не является) после чего принимается решение о наложении взыскания.

«В случае несанкционированной торговли впервые – это предупреждение. При вторичном нарушении – штраф до 5-ти тысяч рублей. Если штраф не оплачен в течение 70 дней, то с 71-го наступает ответственность за неуплату. Материалы направляются в службу судебных приставов и в принудительном порядке штраф взыскивается. Таков механизм», – констатирует наш собеседник.

Репортаж подготовила Лилиана ГЛАЗОВА