Незаконно торговать — законно

В Петербурге трудно найти станции метро — особенно в спальных районах — где не велась бы уличная торговля. Гости с юга и местные тетушки продают все — от тапок, колготок и мочалок до «свежий самса прямо из тандыр». Где восточные производители взяли тандыр посреди высоток, остается только догадываться. Но факт остается фактом: торговля ширпотребом и самодельным фастфудом идет столь активно, что пешеходы вынуждены буквально продираться через толпы торговцев и колонны грузовиков, разгружающихся прямо на пешеходных тротуарах.
Год назад — 4 апреля 2013 года — петербурженка Галина рассказала через «Народную линию Вестей» о ситуации, творящейся около метро «Озерки». «В сотый раз уже хочу поднять тему массовой нелегальной торговли в Выборгском районе. Сегодня, на свою беду, решила спросить, на каком оснований торгуют на пешеходном переходе у метро „Озерки“, и сделать фото, — сообщила она. — Быстро подошел кавказец и стал закрывать объектив ладонью. В ответ на мои слова, что я сейчас вызову полицию, этот гражданин заявил, что, если я не уберусь, приедут его полицейские и мне разобьют голову… Когда-то мы с мужем очень недешево купили жильё в тихом и, как нам тогда казалось, спокойном месте. Но то, что происходит в Выборгском районе с нелегальной торговлей в последние годы, не поддаётся никакому описанию. Прямо у ступенек метро „Озерки“ и „Проспект Просвещения“ с утра и до вечера работают нелегальные продуктово-вещевые базары, все подходы к метро и остановки заняты людьми, торгующими с коробок и раскладушек. На площади выстраиваются два ряда коробочников, „Газелей“ и прицепов, водку в павильонах продают круглосуточно. Территория станции и окрестности практически не убирается: везде грязь, крысы, разбросанные картонки и гниющие остатки продуктов после деятельности торгашей. У дома напротив метро, по проспекту Энгельса 111, где находится районная библиотека, прямо на ухоженный газон за последний месяц поставили уже несколько ларьков с шавермой и прочими радостями, в проходе у дома постоянно работает нелегальная торговля гостей с юга. А ответ прост: торгуют только там, где им это позволяют».
По словам петербурженки, о ситуации вокруг «Озерков» и «Проспекта просвещения» сообщали уже все городские СМИ, снимали репортажи, жители жаловались во все инстанции, писали в Twitter главе района. Что изменилось за год? Вот та же «Народная линия», наугад взятые нами отрывки из сообщений петербуржцев за январь—март 2014 года. "Рядом с метро «Проспект Просвещения» вообще поставили рыбный павильон! Для торговли рыбной продукцией должны соблюдаться определенные нормы, одна из них — это наличие проточной воды. А этот киоск ни к какому водоснабжению не подключен. Вонь и грязь кругом. Стыдно за «культурную столицу», — написала в январе Валентина Петровна.
«Уже в который раз развертывается торговый рынок на перекрестке Гражданского проспекта и проспекта Просвещения, у дома 121/100 по Гражданскому устанавливается масса палаток, перекрывая доступ к пешеходным переходам через проспекты, автомобили, обслуживающие рынок. Паркуются на пешеходных зонах вплотную к стене дома 121/100, зачастую перекрывая выход из угловой парадной. Контейнер для мусора и биотуалеты устанавливается непосредственно на газон под окна жильцов, всё „амбре“ от протухших овощей и фруктов ощущается в квартирах. Сотрудниками рынка используются несколько бензиновых электрогенераторов, которые непрерывно в течение суток работают и шумят у стен дома. Ни один продавец не смог вразумительно ответь на вопрос по поводу разрешения на осуществление торговой деятельности на указанной территории. Охрана рынка в грубой форме советует не приставать с такими вопросами», — жалуется Марк.
Аналогичная ситуация в Кировском районе, около станций метро «Автово», «Ленинский проспект», «Проспект Ветеранов». Например, о ситуации в «Автово» писал также ряд изданий, в том числе и «Росбалт». Общественники из «Красивого Петербурга» и «Честного Петербурга» неоднократно обращались в районное УМВД. «Каждый раз, как еду на работу через „Автово“, наблюдаю стихийный рынок рядом с метро. И утром, и вечером торгуют тапками, колготками, кофтами, клубникой и т. д. При этом я каждый раз сообщаю по специальному номеру в районное УМВД. Обещают выехать. И что, спросите вы? А ничего!» — рассказал петербуржец Алексей Егоров.
Мужчина сообщил, что направлял письменные жалобы на сайт «Нет коррупции!», финансируемый из городского бюджета. Ответ был таким: «Ваше обращение, поступившее в ГУ МВД по СПб и ЛО из комитета по вопрсам законности, правопорядка и безопасности правительства СПб, с информацией о продаже товаров вблизи станции „Автово“ направлено для рассмотрения в УМВД России по Кировскому району СПб».
Несмотря на все письма и публикации, ряды торговцев в 3-5 метрах от выхода из метро только ширятся. Если раньше торговали, в основном, овощами-фруктами и сорочками, то последние пару месяцев развернулась бойкая торговля «самсой из тандыра» и «лепешками», которые прямо с ящиков продают гости из Средней Азии, причем их родственницы выпекают эти изыски здесь же, в соседнем подвале. При приближении проверяющих торговцы, не торопясь, складывают товар в баулы и улыбаются у пустых ящиков. А что, стоять на улице с ящиком у нас не запрещено! Если товар сложить не получается, то продавцы спускаются в подземный переход или просто отходят за цветочные павильоны и оттуда обмениваются впечатлениями.
В региональном МВД ситуацию комментируют, прямо скажем, сдержанно. Полицейские в очередной раз сетуют, что они серьезно ограничены в полномочиях по правоприменению КоАП, и поэтому даже сотрудникам правоохранительных органов «без стакана» не разобраться, за что они отвечают, а за что нет.
«Что-то относится к федеральному законодательству, что-то — к местным законам, чуть ли не каждый случай надо рассматривать индивидуально. Кроме того, зачастую не стыкуются местный закон — например, №273-70 „Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге“ с тем же КоАП. Недавно 13-й Арбитражный суд даже признал положения петербургского закона в частях, касающихся нелегальной торговли, противоречащим федеральному КоАП. Если раньше полицейские могли выписывать штрафы нелегальным торговцам, то теперь по ряду пунктов мы можем ограничиться лишь устным предупреждением», — неофициально сообщили в полиции.
Как уточнили «Росбалту» в комитете по предпринимательству и развитию потребительского рынка, полномочия по составлению протоколов по данной статье предоставлены администрациям районов Петербурга, органам местного самоуправления и органам внутренних дел. Однако Петербургский горсуд 14 мая 2013 года постановил, что составление этих протоколов органам внутренних дел (полиции) признано неправомочным. Верховный суд РФ 14 августа прошлого года оставил такие изменения в силе. Из-за этого полицейские больше протоколы в отношении нелегальных «предпринимателей» не составляют, но «оказывают содействие администрациям районов в проводимых мероприятиях по пресечению несанкционированной торговли».
Впрочем, районные чиновники говорят, что все полномочия как раз у сотрудников МВД, а они сами без людей в погонах якобы шагу не могут ступить. Точнее, могут только взывать к сознательности торговцев.
«Если по уму, то незаконной торговлей должен заниматься триумвират: отделы по законности и правопорядку и по потребительскому рынку районной администрации, а также УМВД, — считает представитель администрации Калининского района Юлия Лебединова. — Районы не имеют права конфисковывать и вывозить нелегальный товар, это делает только полиция. Но тут тоже свои трудности: в каждом случае надо составлять акт, это занимает по полдня. Товар надо куда-то вывозить и где-то хранить. А у нас в городе единственное ГУП, которое занимается вывозом нелегальных торговцев, и там тоже два с половиной человека работает. Я считаю, что если город спрашивает с районов, то районам и надо эти полномочия дать и усилить. Раньше мы имели право сами штрафовать и изымать товар, сейчас у нас эти полномочия забрали. Поэтому тема нелегальной торговли варится, как волшебный горшок, и все не может закончиться».
Аналогичное мнение и у представителей администрации Кировского района, которые (как и коллеги из других районов) не скрывают, что для них тема коробейников — вечная головная боль. Чиновники говорят, что проверки проводят регулярно, только результат — почти нулевой.
«В 2013 году на территории Кировского района проведено 356 рейдов по контролю за продажей товаров в неустановленных местах, в ходе которых было пресечено 2682 случая незаконной торговли, — сообщили „Росбалту“ в районной администрации. — Составлено 919 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 44 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 „Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге“, сотрудниками полиции составлено 902 протокола по ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации».
Чиновники сообщают, что на конкретном участке у метро «Автово» только за 3 месяца 2014 года специалистами администрации проведено 73 рейда, из них 25 — совместно с сотрудниками полиции. В очередной раз составлены протоколы. Только «не под запись» чиновники признают, что штрафы эти все равно никто не оплачивает.
«Административные правонарушения, связанные с реализацией товаров в неустановленных местах, в большинстве случаев совершаются иностранными гражданами. Так, специалистами отдела потребительского рынка на иностранных граждан в 2013 году составлено 313 протоколов, на граждан России 176 протоколов, — сообщают в администрации. — Правонарушения совершают, как правило, (от 10 до 30 нарушений за год) одни и те же иностранные граждане, осуществляющие торговлю по одним и тем же адресам».
На резонный вопрос, почему же столь известных личностей нельзя привлечь к ответу, чиновники заявляют: «Нарушители меняют свое место проживания ежеквартально, а иногда и ежемесячно. Привязки временного места пребывания иностранного гражданина к фактическому месту его проживания нет, а процессуальные действия в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации производятся по месту жительства нарушителя. Таким образом, многие уходят от ответственности и продолжают нарушать действующее законодательство».
Специалисты давно уже просят городские власти дать им больше полномочий и ужесточить санкции, чтобы можно было разобраться с потенциально опасной торговлей. Очевидно, что в такой ситуации проигрывает не только государство, недополучая налоги, но и потребители. Недавнее громкое отравление в Калининграде шавермой из уличного фастфуда — только один из возможных звоночков.
«Анализ ситуации показывает, что штрафные санкции, предусмотренные местным петербургским законом, являются малоэффективными, в связи с чем администрация предлагала ужесточить действующее законодательство: увеличить сумму штрафов за продажу товаров в неустановленных местах и ввести конфискацию реализуемой продукции, орудий производства и сырья», — честно сообщают в администрации Кировского района.
Совсем недавно, 3 марта, губернатор Георгий Полтавченко, выступая на заседании Общественного совета по развитию малого предпринимательства, дал «зеленый свет» мелкому бизнесу, сняв ряд ограничений на размещение временных торговых объектов.
«Город идет вам навстречу, и мы надеемся, что вы будете ответственно относиться к своим обязательствам. Это касается и качества товаров, и санитарного состояния торговых объектов, а также территорий, на которых они находятся», – сказал Георгий Полтавченко.
Жаль, что джигиты с ананасами и тетушки с тапками плевать на подобную гуманность хотели — их заработки позволяют с патентами и налогами не заморачиваться. Пока в законодательной и правоохранительной областях ничего не изменится, совет один: не спонсировать подпольный бизнес рублем. Конкуренция все-таки должна быть здоровой в прямом и переносном смысле.

Марина Бойцова, Росбалт, 28.03.2014.