Петербуржцев дурят на распродажах

Уловка первая

Захожу в отдел аксессуаров крупного торгового центра. Везде, где только можно, продавцы уже налепили плакаты – «Любой товар за полцены». Начинаю изучать ценники на кошельках, ремнях, сумочках и даже без калькулятора вижу, что при всем желании 500 рублей скидки от двух тысяч первоначальной цены – это никак не 50 процентов.

– Такая сумочка неделю назад стоила две тысячи рублей, то есть теперь должна стоить тысячу? – интересуюсь у продавца, указывая на яркий стикер 50 %».

– Должна, – кивает девушка головой. – Но у нас на данный товар скидка 25 процентов, это не я решаю.

Начинаю перебирать браслеты-ремни – та же история. За полцены не могу найти ничего. За полную стоимость – сколько хочешь. Продавщица тоже с азартом втягивается в поиски. Мы перерыли все полки, прежде чем найти один-единственный потрепанный жизнью ремень из прошлогодней коллекции, с которым магазин готов был расстаться за копейки.

Та же самая ситуация как под копирку повторилась и в двух соседних торговых точках.

На распродажах большинство товара идет с минимальными скидками, однако на витрину выносятся солидные цифры. Некоторые продавцы относительно честно указывают, что скидки «до 50%». В большинстве случаев пишут просто: «sale 50%». Однако и по этим скидкам отпускаются три кофточки в катушках. Как правило, это товары, оставшиеся с сезонной распродажи. И к новогодней не имеющие никакого отношения.

На такой распродаже вы мало выгадаете, зато времени потеряете много.

Комментарий юриста Петербургского общества по защите прав потребителей «Диалог» Ольги Тихоновой:

– Уточните у продавцов, какие именно товары подешевели и почему они не отделены от товаров без скидки. Поинтересуйтесь, по какой причине сделана скидка и не является ли товар бракованным. Сведения о дефектах должны быть указаны на ярлыке или в ценнике. Если магазин заявляет скидку в 50 процентов, а реально уменьшает стоимость вещи на незначительную сумму, покупатель имеет право добиваться через суд, чтобы товар ему был продан по заявленной магазином на распродаже цене. Но надо реально оценить, стоит ли покупка таких моральных и временных затрат.

Уловка вторая

Еще одна любимая забава магазинов – заманивать клиентов акциями, по которым вам обещают купон на определенную сумму денег или подарок. В магазине сувениров, например, мне предложили раскошелиться на три тысячи рублей и получить подарочный купон на 500 рублей. Пояснили, что подобная акция уникальна, посвящена Новому году и в моей жизни такое счастье вряд ли когда повторится.

– А что мне с этим купоном делать? – поинтересовалась я на всякий случай.

– Как что? Обменять на товар у нас же, – округлила глаза девушка у кассы.

Я честно искала в этом бутике что-нибудь за 500 рублей. Но даже за набор носовых платочков мне пришлось бы к купону еще и приплатить. Такой презент – лишний способ выманить из покупателя побольше денег.

Подарки, которые вам сулят в случае если затоваритесь на определенную сумму или возьмете определенное количество вещей, как правило, выгадать вам не помогут. Скорее вы вернетесь домой с уймой ненужных вещей. А вероятнее, вообще ничего не получите по одной простой причине: вам изначально не скажут все условия акции.

Комментарий Ольги Тихоновой:

– Если в нагрузку к покупке вам обещают подарок, узнайте все условия его получения. Особенно внимательно изучите написанное в рекламном проспекте мелким шрифтом (там наверняка будет содержаться информация, которая сведет на нет ваш покупательский пыл). Получив подарок, проверьте срок его годности, если речь идет о парфюмерии, косметике и продуктах питания. Если в «награду за покупку» вам досталась бытовая техника, осмотрите ее и проверьте наличие гарантийного талона, чека, техпаспорта.

Уловка третья

Еще одна излюбленная хитрость владельцев магазинов: на ценнике товара, распродающегося по акции, указана лишь одна цена. И непонятно, то ли это цена со скидкой, то ли от нее надо что-то отнимать.

– Я так однажды покупала мужу свитер на Новый год, – пожаловалась подруга. – Первый раз денег не хватало, и я просто решила прицениться. Продавщица объяснила, что на ценнике указана стоимость без скидки. Когда пришла на следующий день, мне этот же ценник интерпретировали уже иначе. Сказали, что это последняя цена.

В одном обувном отделе я даже наткнулась на ценники, где была жирно перечеркнута как цена до распродажи одна мелко напечатанная сумма и рядом крупно красным фломастером выведена «новая» цена. Причем эти две цифры совпадали до копейки...

Комментарий Ольги Тихоновой:

– Внимательно изучайте ценник. На нем должны быть две цифры: полная стоимость вещи до распродажи и цена с учетом скидки. Это обязательное условие распродаж.

Уловка четвертая

Не секрет, что за несколько дней до распродаж магазины искусственно задирают цены на товар, а потом начинают активно сбывать его с честными 70-процентными скидками. Вот только на деле эти скидки достигают от силы 10-15 процентов. Чаще всего этим грешат магазины бытовой техники и косметики. Память моего телефона, например, уже забита до отказа приглашениями и клятвами «скинуть на все».

– А я однажды умудрился приобрести со скидкой соковыжималку, – рассказывает посетитель форума обманутых покупателей. – После праздников увидел в том же магазине такую же без скидок. Оказалось, что я переплатил 500 рублей.

Такая история обычна и мало кого удивляет. По словам юристов, бороться с этой публичной аферой сложнее всего: рыночная экономика, хозяин – барин.

Комментарий Ольги Тихоновой:

– Единственный способ не переплатить на распродаже – больше ходить по магазинам, сравнивая цены, чтобы понять, где вам пытаются продать товар втридорога. Поменять или вернуть вещь только по той причине, что вы за нее переплатили, не получится. Только если она не подойдет вам по размеру, фасону и т. д.

Комментарии

Психолог, доцент кафедры психологии поведения и превенции поведенческих аномалий СПбГУ Владимир Горбатов:

– Люди, идущие на поводу у хитрых маркетологов и покупающие товар с очень хорошей скидкой, всегда уверены: их обман не коснется. И кофеварка, например, действительно стоит в несколько раз дешевле. В данном случае происходит подмена реальности желаемым. Проще говоря, самообман.

Но подобное поведение может быть и у тех, кто переживает какой-нибудь внутренний конфликт. И многочисленные покупки позволяют человеку почувствовать себя легче.

Третий контингент покупателей, клюющих на скидки, – инфантильные люди. В период новогодних распродаж, когда витрины манят, музыка играет, украшенная елка сверкает огнями, а праздничное настроение переполняет душу, им трудно совладать с собой. И хочется побыстрее накупить всего по дешевке. При этом они забывают, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Финансовый советник компании Алена Никитина:

– Есть два способа увеличить свои доходы: либо больше зарабатывать, либо меньше тратить. Второе сделать сложно, не ущемляя себя. Распродажи зачастую кажутся нам лучшим способом сэкономить, купив при этом все, что необходимо.

Только мы забываем, что скидки – всего лишь маркетинговый ход, который помогает магазинам получить дополнительную прибыль и дополнительных клиентов. Работать себе в убыток никто не станет. Чтобы понять, помогают ли вам распродажи экономить, расписывайте в течение двух месяцев свои расходы. И вы увидите реальную выгоду.

Нина Прищеп, Дарья Добрина, «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», 22.12.2009