Предпринимателям создадут «единое окно»?

Федеральный проект «Мой бизнес», запущенный в марте 2018 года, добрался до берегов Невы

РЕАЛИЗАЦИЯ проекта доверена созданному три года назад Фонду развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которым руководит Елена Церетели. Он впервые получит 258 млн рублей из местного и федерального бюджетов на создание в Северной четырех многофункциональных центров: социального предпринимательства, ремесленничества, молодежного инновационного предпринимательства и сертификации.

Большую часть государственных денег выделит бюджет Санкт-Петербурга. Елена Церетели воздержалась от того, чтобы прокомментировать «Новостям малого бизнеса» эту приятную новость на том основании, что постановления Смольного пока нет, и говорить не о чем. Как только будут подписаны документы, она обещала созвать пресс-конференцию и рассказать, как будет внедряться проект «Мой бизнес».

Авторство федеральной идеи, наверное, следует оставить за министром экономического развития Максимом Орешкиным. Выступая с отчетом о деятельности в 2017 году, он озвучил задачу: «Внедрение франчайзинговой модели инфраструктуры развития МСП «Мой бизнес» в целях повышения доступности и узнаваемости объектов инфраструктуры».

По мнению директора Департамента малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Максима Паршина, проектный подход необходим для формирования сервисной модели оказания поддержки предпринимателям, воплощением которой станут центры оказания услуг бизнесу. Федералы не просто разработали проект, но и создали для него бренд. «Государственная поддержка должна быть прозрачна и узнаваема», – отметил Паршин.

ЧИНОВНИКИ уверены, что площадки «Мой бизнес» станут точками роста и кристаллизации новых предприятий. К проекту уже подключились 42 региона, которые готовы оказывать предпринимателям 140 государственных услуг, а также 17 банков. По заверению Паршина, МЭР намерен «обеспечить бизнесу условия для того, чтобы он «занимался бизнесом», а не решал проблемы, связанные с поиском площадки, ресурсов, поддержки».

Первыми внедрили у себя новацию Воронежская область, Удмуртия, Калмыкия, Самарская и Саратовская области. В прошлом году к созданию единого центра поддержки бизнеса приступила и Ленинградская область.

«Фонд поддержки предпринимательства и промышленности Ленинградской области, микрокредитная компания» зарегистрирован в октябре 2018 года, – сообщила сотрудник его пресс-центра Марина Рындина. – Учредителями являются два региональных комитета: экономического развития и инвестиционной деятельности и по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка».

В 47 регионе Фонд объединил несколько организаций: центр поддержки предпринимательства, микрокредитную компанию, гарантийную организацию, фонд развития промышленности, центр инжиниринга, центр инноваций социальной сферы. На этой базе создается центр «Мой бизнес», на площадке которого свои услуги будут предоставлять все указанные организации, а также сотрудники МФЦ, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Ленинградской области, представители Фонда содействия инновациям, других организаций поддержки предпринимательства, общественных организаций. По информации Рындиной, центр «Мой бизнес» начнет оказывать услуги в июне 2019 года по адресу: Санкт-Петербург, пр. Энергетиков д.3, лит. А. Для предпринимателей предоставление услуг в формате «единого окна» очень удобно, считает ньюсмейкер, это подтверждают встречи Фонда с бизнесом в рамках круглых столов, семинаров и других мероприятий.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ министра экономического развития России Вадим Живулин утверждает, что в текущем году появится еще 30 таких центров, а всего МЭР планирует создать 100 центров «Мой бизнес» по всей стране. Они станут своеобразным аналогом центров «Мои документы». «Это точка, где предприниматели и граждане, планирующие начать свой бизнес, могут по принципу «одного окна» получить все необходимые услуги для начала и ведения предпринимательской деятельности, оперативно решить многие возникающие вопросы», – уверен он.

Насколько эффективным окажется появление такого центра в Северной столице, где инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса действует уже, минимум, 15 лет, а единое окно открылось в 2017 году на Полюстровском проспекте, 61?

Помимо ЦРПП и первого бизнес-инкубатора, который, кстати, закрылся в конце прошлого года, в городе действуют Фонд содействия кредитованию, Центр контроля качества, Региональный интегрированный центр, Технопарк «Ингрия», при котором существует своя система поддержки, включая Центры инжиниринга и кластерного развития. «Новости малого бизнеса» поинтересовались у руководителей действующих структур, как они видят развитие ситуации и не стремится ли МЭР, запустив «Мой бизнес», монополизировать свое влияние на петербургских предпринимателей?

Исполнительный директор Регионального интегрированного центра Максим Баланев был крайне аккуратен в общении с «Новостями малого бизнеса». «РИЦ не является подведомственным учреждением, мы – структура специальной программы развития, – заметил он, – а все комментарии по поддержке малого бизнеса дает Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, уполномоченный за нас это делать».

Директор центра кластерного развития Марина Зинина пояснила, что структуры Технопарка «Ингрия» остаются на своем месте. «Но так как мы являемся частью поддержки субъектов малого бизнеса, а Фонд выбран оператором проекта «Мой бизнес», то будем отчитываться и ему тоже», – предположила наша собеседница.

Наиболее развернутый и оптимистичный комментарий прозвучал от директора ЦРПП Льва Кузнецова. «СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства» – это подведомственное Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга учреждение, которое продолжит свою деятельность, но уже с учетом требований и функционала, определенных новым, объединенным комитетом, – сообщил Кузнецов. – Как оператор Единого центра предпринимательства, расположенного на Полюстровском проспекте, мы были созданы для того, чтобы объединить организации, образующие инфраструктуру поддержки и предоставлять услуги предпринимателям по принципу «одного окна». Логично, если в Едином центре предпринимательства появятся организации, важные и интересные для предпринимателей города, помимо тех, которые уже расположены здесь (МФЦ, МСП Банк, Фонд содействия кредитованию, Региональный интегрированный центр). А поскольку ЦРПП и Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства объединены одной целью и финансируются городским бюджетом, мы активно взаимодействуем и ожидаем новых стратегических решений с учетом начала реализации федерального проекта «Мой бизнес».

ОДНАКО не все так просто. Федеральный центр вряд ли одобрит параллельное существование двух «единых окон» в Санкт-Петербурге. Не придется ли ЦРПП поделиться многими специалистами с «Моим бизнесом»? По всей вероятности, наступят другие времена для работников ЦКК. Да и РИЦ явно ожидают преобразования как структуру Российского экспортного центра. Петербургским предпринимателям, похоже, надо приготовиться к непростому периоду ожидания, пока окончательно не утрясется ситуация с реформированием и реструктуризацией системы их поддержки.

КОММЕНТАРИИ
АЛЕКСЕЙ МАКАРОВ, председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

«На данный момент никак нельзя говорить о засилье структур поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Во вред предпринимательству не может пойти доступность получения помощи. Государство никоим образом не перекладывает ответственность, а напротив – создает новые механизмы поддержки в дополнение к существующим.

Поддержка бизнеса заключается не только в создании льготных условий и компенсации затрат. Комфортная среда – это и расширение межрегионального и международного сотрудничества, и бесплатные консультации специалистов, и программы производственной кооперации, и бесплатные сервисы. Например, проект «Бесплатный сайт» с регистрацией доменного имени хостингом на год.

Помогут ли реально вновь создаваемые центры развитию бизнеса, зависит от самих предпринимателей. То, насколько грамотно они смогут распорядиться предоставленными возможностями, напрямую зависит от их личных и деловых качеств. Перед нашими глазами – огромное количество примеров: люди, имея равные возможности, достигают совершенно разных результатов».

ЯНИНА ГРИШИНА, лидер общественного движения «Содействие малому бизнесу»:

«К сожалению, тенденция формирования монополиста в поддержке предпринимателей прослеживается. Елена Церетели – высокий профессионал, ее работа предыдущих лет это подтверждает.

Проект «Мой бизнес» – инновационный, хороший, по своей задумке. Но, как всегда, нынешние реалии показывают, что воспользоваться этой платформой может далеко не каждый предприниматель. Хотелось бы, чтобы федеральные власти, разрабатывая такие проекты, больше общались со всеми слоями малого бизнеса, учитывая мнения не только молодого, но и старшего поколения, ведь очень часто получается, что красивые буклеты по развитию и началу бизнеса – только картинки, а когда доходит до кредитования бизнес-плана вообще вырастает «лес условий».

Расширение полномочий общественных структур – это правильно, вопрос только в том, насколько государство будет прислушиваться к проблемам, которые обязательно будут возникать у общественных организаций, будет ли своевременно решать их (совершенствовать правовую базу, например), ведь именно от этого зависит результативность действий.
При правильном распределении зон работы никто никому мешать не будет, ЦРПП зарекомендовал себя грамотной площадкой, которой уже привыкли пользоваться петербургские предприниматели. Надо создавать не центры для бизнеса, а условия, чтобы бизнес просто был. Не то он «отомрет» в силу естественных причин, вызванных федеральными законами – запретом хостелов в жилых домах или поправками в закон о торговле».

РОМАН ПАСТУХОВ, президент Санкт-Петербургского Союза предпринимателей:
«Вопрос в том, как будет реализовываться хорошая инициатива – проект «Мой бизнес»? Чем будут заниматься Центр социального предпринимательства, Центр ремесленничества, Центр молодежного инновационного предпринимательства – более-менее понятно. Правда, непонятно, почему инновация только молодежная? Чем будет заниматься Центр сертификации – не ясно: обязательной сертификацией или добровольной? Направлений добровольной сертификации – много. К тому же, такие центры должны быть обязательно аккредитованы.

Если делать, как говорится, «по-взрослому», это серьезнейшая работа, которой уже давно занимается много организаций, в том числе, малого бизнеса. Их предполагается закрыть? Центр поддержки экспорта тоже давно существует! Какое может быть «единое окно» по таким разноплановым вопросам?

К Елене Церетели мы относимся очень хорошо, но как она справится с таким количеством абсолютно разноплановой работы? Если потребуется большой штат работников, то деньги, выделенные на поддержку бизнеса, уйдут на зарплату. Не лучше бы было возложить организацию этих центров на опытных профессионалов? Мы, как общественная структура, могли бы взять на себя часть работы.

А если одновременно будут действовать новые (они же старые) центры и ЦРПП, что само по себе странно, то появится конкуренция по ряду вопросов. Конкуренция – вещь неплохая, но зачем мы ее создаем искусственно, революционным путем?

Возможно, «Мой бизнес» и поможет некоторым субъектам, у которых возникнут вопросы или проблемы по направлениям работы этих центров. Но развитие малого и среднего бизнеса зависит от решения старых проблем: дешевые кредиты, площади, административные барьеры. В общем, как гласит народная мудрость: «рисовали на бумаге, да забыли про овраги, а по ним – ходить».

ИРИНА ИВАНОВА, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
«Все зависит от того, какие деньги будут выделяться. 258 млн рублей – это ничто, у нас и раньше были такие объемы поддержки, ими распоряжался КРППР. Но бесконечная реструктуризация – это что-то нездоровое, мы все время пытаемся переложить на кого-то ответственность.

Я считаю, если есть Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, то он и должен развивать потребительский рынок и малый бизнес. Раз комитет расформировывают, значит, в городе нет ни потребительского рынка, ни малого бизнеса. Тогда что мы собираемся развивать? Мы будем снова создавать малый бизнес?

Мне очень понравился анекдот: «Что сделать, чтобы был малый бизнес? – Купите большой бизнес и ждите, когда он станет малым». У нас и ждать долго не придется – идет огосударствление экономики, возвращаемся в военный коммунизм.
Фонд развития МСП – это и есть государство. Общественный совет при губернаторе – это и есть государство. И нельзя общественные организации, которые работают без зарплаты, объединять с Фондом, который сидит на бюджетных деньгах.
Я положительно оцениваю все способы поддержки бизнеса. При одном условии: если бы наше Правительство не поднимало НДС, налоговую нагрузку и не делало бы для этого национальных программ. Но когда для реализации нацпроектов увеличивается налоговая нагрузка и пенсионный возраст, я – против.

Центры поддержки – это поликлиника. Кому-то помогут, единицам, но большинство останется со своими проблемами. И не вижу, что новая структура может стать двигателем развития малого бизнеса».

АЛЕКСЕЙ ТРЕТЬЯКОВ, председатель совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка:
«В известном анекдоте врач, узнавший о смерти пациента, грустно вздыхает: «А ведь у меня было еще столько идей, как его лечить!» Весьма похоже обстоят дела и в сфере деятельности окологосударственных структур по поддержке малого предпринимательства. Складывается впечатление, что их реальная задача – совсем не защита интересов малых предпринимателей, а, напротив, попытка навязывать последним государственную волю и канализовать протестные настроения в сторону от госструктур.

Деятельность, конечно, неблагодарная, но желающие на ее просторах осваивать бюджетные средства пока в достатке. Поэтому монополизм в этой сфере маловероятен – с поля битвы за бюджет никто так просто не уйдет. Общий прогноз: в результате деятельности новых структур поддержки малого бизнеса ему, в лучшем случае, намного хуже не станет».

АЛЕКСАНДР ХОДОСОК, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
«Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства, как общественники, хотят сформировать какой-то контроль, услышать предпринимателей снизу. Это нормально.

Все, что касается реализации национальных проектов, завязано на бюджет Санкт-Петербурга. Не верю я, что какие-то деньги придут из федерального бюджета. Может быть, это какая-то разовая совместная история. Ни о какой передаче государственных функций общественной структуре речи не идет. Любая форма поддержки поможет предпринимателям, если останется система грантов на поддержку бизнеса, будет в плюс».

СЕРГЕЙ ФЕДОРОВ, председатель Ассоциация промышленников и предпринимателей:
«Важно, как будут работать эти центры под руководством Фонда. Если он действительно будет заниматься поддержкой предпринимательства, для формирования монополии нет оснований. Это первое. А второе – он занимается совершенно разными секторами экономики, которые не перекрещиваются между собой.

Создание инфраструктуры поддержки предпринимательства я оцениваю положительно. Но прежде надо создать среду обитания малого и среднего бизнеса, которая позволит ему развиваться. Если ограничить поддержку только созданием четырех центров, то эффективность такой структуры будет недостаточно высока, и мы не решим ни задач, поставленных Президентом, чтобы наша экономика стала пятой в мире, ни задач, поставленных Александром Бегловым – увеличить бюджет города до 1,0 трлн руб.

Надо пересмотреть ряд законов – как федеральных, так и региональных, необходимо не допустить повышения финансовой нагрузки, ограничить количество проверок, не повышать налоги, а расширять налогооблагаемую базу. Следует укоротить руки монопольным структурам, чьи тарифы растут быстрее инфляции, прекратить огосударствление бизнеса в ЖКХ, сегодня мы уже 53 % передали государству, даже задачу, связанную с ТБО, отдали монополии.

Государство, помимо создания инфраструктуры поддержки должно вернуть управление экономикой на районный уровень, расширить полномочия муниципальных образований, у которых сегодня нет ни одного рычага управления. Мы должны продолжить реформирование наших правоохранительных органов, сделав полицию федеральной, региональной и муниципальной, чтобы руководитель органа власти чувствовал себя хозяином территории. А если лишь создать четыре центра, то можно доложить Президенту, что бюджетные средства успешно освоены».

Лилиана ГЛАЗОВА, фото с сайта www.spbinno.ibdk.ru