Не сдали нормативы?

Почему внесенные третьего августа распоряжением КРППР изменения в Схему размещения НТО – незаконны

Ещё в январе 2017 года «Новости малого бизнес» писали, что изменения в закон о ярмарках, которые должны были вступить в силу с первого марта, не смогут быть исполнены практически. Через месяц экспертам даже пришлось обратиться напрямую в комитет по законодательству Законодательного Собрания, чтобы его председатель, Денис Четырбок, сумел обеспечить «на флажке» отмену вступления изменений в силу. Все же лучше, чем вносить изменения в только что вступивший в силу закон. Ведь тогда, столкнувшись с невозможностью его исполнения, ответственным лицам пришлось бы объяснять, почему вступления изменений в силу органы власти ожидали два года, а подготовиться к этому не успели.

Уже в мае, после принятия нового закона, эксперты издания констатировали, что даже его исполнение вряд ли возможно. А если и возможно, то едва ли законно.

Документ устанавливает, что ответственность за организацию ярмарки выходного дня (региональной ярмарки) может быть возложена исполнительным органом государственной власти города, организатором ярмарки, на оператора ярмарки – юридическое лицо или ИП – на основании договора на право выполнения функций организатора ярмарки выходного дня (региональной ярмарки).

Беда в том, что федеральный закон «О защите конкуренции» запрещает наделение хозяйствующих субъектов функциями органов власти, то есть государственными функциями. И хотя УФАС не считает организацию ярмарок выходного дня государственной функцией, полагая это хозяйственной деятельностью, в утвержденных правительством Санкт-Петербурга полномочиях ИОГВ организация ярмарок относится как раз к функциям государственным.

Да и законодательный орган власти сильно бы удивился, узнав, что он наделил ИОГВ правом ведения хозяйственной деятельности, не связанной с обеспечением их функционирования на бюджетные средства. По сути, предпринимательской деятельностью.

Особую пикантность данной ситуации придает то, что права оператора ограничиваются выполнением функций организатора ярмарки, то есть соответствующего органа государственной власти. Между тем, орган власти не наделен законом правом получать плату за выполнение этих своих функций. Ведь он находится на бюджетном финансировании. Следовательно, если на это не будет выделено ассигнований, оператор вынужден будет работать бесплатно. Но если все же такой альтруист найдется и заключит договор об организации ярмарок, то договор будет легко оспорен заинтересованными лицами в связи с нарушением закона «О защите конкуренции».

Напомним, что ярмарки могут быть организованы только в зданиях, в строениях, в помещениях и в нестационарных торговых объектах (НТО). Что отличает этот закон от многих регулирующих ярмарочную деятельность в других регионах нормативных актов. Например, где-то установлено, что торговая деятельность на ярмарках организуется через НТО или с использованием НТО. В петербургском нормативном акте говорится не об организации торговой деятельности при проведении ярмарок, а об организации ярмарок в целом, как мероприятия.
Максимальная разрешенная площадь НТО в нашем городе – это 150 кв. м. для торгового павильона. Попробуйте себе представить ярмарку внутри такого павильона. Ранее мы ничего подобного не видели. Думаю, и не увидим.

Забудем про «букву закона». Возможно, законодатель хотел сказать, что и у нас торговля на ярмарках организуется через НТО? В таком случае в Петербурге эти НТО должны быть включены в Схему размещения с указанием, хотя бы, их вида и площади.
Поясним: для ярмарки в 30 НТО в Схему должны быть включены все 30 НТО (например: 5 павильонов, 10 киосков, 15 палаток). В настоящее время в неё включено размещение на специально выделенных для этого участках по 1-2 НТО, что для проведения ярмарки явно недостаточно. Можно, конечно, вписать в Схему сколько угодно НТО и выдавать разрешение на размещение каждого. Но проблема в том, что сегодня КРППР не имеет права вносить изменения по следующим причинам.

Федеральный закон о торговой деятельности устанавливает: НТО должны размещаться в соответствии со Схемой для достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Законом Санкт-Петербурга № 382-63 установлены нормативы для новых категорий торговых объектов (в том числе нестационарных, для которых нормативы ранее не устанавливались). Следовательно, Схема размещения должна претерпеть существенные изменения по структуре, а для внесения в нее новых НТО необходимо сначала определиться с фактическим достижением вновь установленных нормативов.
Применять старые виды нормативов, которые сейчас действуют только для стационарных торговых объектов – уже нельзя. Фактически внесенные третьего августа распоряжением КРППР изменения в схему – незаконны.

Так что КРППР ждёт большая работа. Когда она закончится – прогнозировать трудно, так как сегодня лучшие силы Комитета нацелены на достижение сверхамбициозной цели – сделать Санкт-Петербург столицей модного дизайна не только в России, но и в мировом масштабе. И когда мы этого достигнем – ух, как заживём! Если доживем, конечно… Ведь по стоимости минимального продуктового набора Петербург уже давно идёт вровень с Москвой, при меньшем в 1,5 раза размере среднедушевого дохода. Остаётся только надеяться…

Сергей ЗАГРЕБА, экс-начальник управления государственного регулирования потребительского рынка КЭРППиТ Санкт-Петербурга